«Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы

Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых ярких произ­ведений древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Оно проникнуто большим человеческим чувством — теп­лым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном вол­нении, с которым автор говорит о пораже­нии войск Игоря, и в том, как он передает плач русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря.

Любовь к родине сделала «Слово»

бес­смертным — понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова» к защите родины, к охране мирной жизни ее народа звучит и сейчас с неослабевающей силой, хотя произведение повествует о реальных событиях русской истории.

«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода и написано непосредственно под впечат­лением от этих событий. В произведении много намеков, напоминаний, зачастую туманных указаний на то, что еще было свежо в памяти каждого русского челове­ка. «Слово» — непосредственный отклик на события Игорева похода — служило

призывом к прекращению княжеских меж­доусобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше ча­стных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту мысль в ярких и жи­вых образах и картинах своего гениально­го произведения.

Автор «Слова» считал, что только сильная княжеская власть спо­собна объединить Русь перед лицом внешнего врага. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодо­вича идеальными свойствами главы рус­ских князей: он и «грозный», и «великий». Этот князь силен и войском, и судом, его уважают и боятся соседи. Образ князя Святослава воплощает собой идею силь­ной княжеской власти, которая способна объединить Русскую землю для защиты от врагов:

Ярослава все внуки и Всеслава!

Склоните стяги свои,

Вложите в ножны свои мечи поврежденные,

Ибо лишились вы славы дедов.

Вы ведь своими крамолами

Начали наводить поганых на землю Русскую,

На богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие от

Земли Половецкой!

Но все-таки подлинным героем произ­ведения является не великий князь, а русс­кий народ, Русская земля. И «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует ее обшир­ный пространства: перед нами половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, многие горо­да. В бескрайних просторах Руси могуще­ство героев «Слова» приобретает нео­быкновенные размеры: Владимира I Свя­тославича нельзя было «пригвоздить к горам киевским»; галицкий Ярослав «под­пер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота». Радости и печали русско­го народа разделяет вся русская приро­да: солнце тьмою заслоняет путь князю — предупреждает об опасности; Донец сте­лет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками.

Перед битвой с половцами «кровавые зори свет возве­щают; черные тучи с моря идут, хотят при­крыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пой­ти дождю стрелами с Дона великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется».

А после поражения вой­ска Игоря печалится вся Русь.

К силам природы обращается Ярослав­на: к ветру, веющему под облаками, леле­ющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и пре­красно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаж­дою им луки скрутило, истомою им колча­ны заткнуло.

Русская земля для автора — это не толь­ко природа и города, а это еще и ее народ. Так, весь русский народ горюет после по­ражения Игоря. Войско Игоря — это преж­де всего русские люди.

Они идут на по­ловцев, чтобы защитить свою родину, не жалея жизни. Автор в своем произведе­нии создал объединенный образ Руси, ко­торый вобрал в себя и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Это произведение предопределило даль­нейшее развитие древнерусской литерату­ры. Так, оно послужило литературным об­разцом для создания «Задонщины». «Сло­во о полку Игореве» изучалось многими поэтами, историками. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты.

Это произведение переведено на все сла­вянские и большинство западноевропей­ских языков. «Слово» является живым и не­пререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и подлинной народности.




«Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы