«Слово о полку Игореве» — «воинская повесть»
1. Сюжет «Слова о полку Игореве». 2. Особенности описания похода князя Игоря. 3. Значение упоминаний о других сражениях. 4. Авторская позиция и глубинный смысл «Слова…».
Неудачный поход правителя небольшого русского княжества против степняков-кочевников, закончился гибелью дружины и пленением князя… Почему рассказ об этом событии занял весьма значительное место в русской культуре? Почему плачевное поражение в диких степях — поражение, а не победа, принесло Новгород-Северскому князю именно то, к чему он стремился: вечную
Чтобы понять, в чем заключена притягательность «Слова о полку Игореве», нужно обратить внимание на несколько аспектов. Как нам известно, рассказ идет о поражении русских воинов. Разумеется, об этом знали и те, кому «Слово…» было адресовано его автором. Однако повествование построено таким образом, что с первых строк невозможно понять, что поход князя был неудачным. Учитывая, что автор то и дело
О том, что на Руси уже существовала богатая традиция создания песен о воинских подвигах, мы узнаем из первых же фраз, которые произносит автор произведения: «Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову». Таким образом, автор, перед которым стояла нелегкая задача — рассказать о поражении и при этом прославить князя, с честью вышел из всех затруднений, связанных с необходимостью совместить, казалось бы, несовместимые вещи. Автор добросовестно славит отвагу Игоря: очевидно, что при этом не требовалось кривить душой, ведь только очень смелый и безрассудный человек отважился бы выйти против половецких орд с небольшой дружиной.
В то же время в «Слове…» правдиво рассказывается о печальных событиях 1185 года: о предзнаменовании, которое не остановило князя, об обманчиво легкой победе над отрядом половцев, за которым последовал сокрушительный разгром русских, и о пленении Игоря. Интересно отметить, что при описании событий автор использует характерные метафорические образы, например жестокую битву он сравнивает с пиром: «…тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Схожие образы встречаются не только в древнерусских литературных памятниках, но и в эпических произведениях других европейских народов, например в скандинавском эпосе. Образ князя Игоря имеет характерные черты эпического героя, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки любым предостережениям и здравому смыслу: «И сказал Игорь дружине своей: «Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон».
Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование». Однако автор «Слова…» не ограничился простым рассказом о походе Игоря. В тексте то и дело встречаются упоминания о битвах и междоусобицах, которые происходили на Руси до описываемых событий.
Чтобы понять эти указания, нередко приходится заглядывать в специальные комментарии. Между тем современники автора «Слова», вероятно, хорошо знали, о чем идет речь, и пояснения им не требовались. Однако зачем нужны эти упоминания?
Например, рассказывая о том, как сочинял хвалебные песни легендарный сказитель Боян, автор «Слова…» мимоходом замечает, что тот помнил «прежних лет усобицы». Далее автор снова обращается к давно прошедшим временам: «Были века Трояна, минули годы Ярослава, были и войны Олеговы, Олега Святославича». Эти исторические отсылки к событиям, хорошо известным аудитории сказителя или сказителей, создавших «Слово», конечно же не случайны. Сравнивая исторические события далекого прошлого и поход Игоря, автор «Слова…» указывает, насколько печальнее последствия последнего: «То было в те рати и в те походы, а о такой рати и не слыхано! С раннего утра и до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в поле чужом среди земли Половецкой.
Черная земля под копытами костьми посеяна, а кровью полита; бедами взошли они на Русской земле»!» И здесь звучит трезвая оценка похода Игоря. Высокие мотивы славы и доблести, руководившие князем, в итоге нанесли урон не только Игорю и его войску, но и всей Руси. Плач русских женщин по погибшим воинам, который звучит в «Слове…» — это тоже осуждение необдуманного поступка князя: «Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить, ни думою сдумать, ни очами не увидать, а золота и серебра и в руках не подержать!»» Однако в «Слове…», которое является все же произведением, воспевающим доблесть и отвагу, порицание князя Игоря зачастую перемешано с похвалой его достоинств.
Киевский князь Святослав, сетуя на те беды, которые навлекли на Русь Игорь и его родственники, не забывает упомянуть и об их отваге, пусть несвоевременной: «Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу. Но не по чести одолели, не по чести кровь поганых пролили. Ваши храбрые сердца из твердого булата скованы и в дерзости закалены. Что же учинили вы моим серебряным сединам!»» Однако главный смысл «Слова о полку Игореве» заключен в стремлении автора наглядно показать, к чему приводят разобщенность русских земель. «Слово…» — это не только рассказ о конкретном историческом событии, это еще и призыв к русским князьям: оставить, пока не поздно, внутренние раздоры и объединиться перед лицом общего врага.
Только тогда, когда все русичи будут сражаться под одними знаменами, они добудут «себе чести, а князю — славы». Здравица, провозглашаемая в финале «Слова…», и звучит как прославление этого единения русских воинов: «Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава и дружине!» Вторая часть основного отрывка переносит читателя в Киев, где великий Киевский князь Святослав мучается от страшного сна, предвещающего горе и несчастье. Бояре объясняют значение сна, рассказав ему о пленении Игоря и проигрыше в битве.
Здесь имеет место второе отступление — «золотое слово» Святослава, укоряющего своих детей за недостойное поведение и призывающего вновь объединить земли и объединиться самим для укрепления и защиты земли русской. Третья часть открывается прекрасным по силе воздействия и лиричности плачем Ярославны, любимой и любящей жены Игоря. Княгиня обращается к могущественным стихиям — ветру, солнцу, воде — с просьбой о помощи.
И природа, послушная голосу любви, приходит на помощь Игорю, вызволяя из плена и в целости и сохранности провожая его домой, в славный Киев-град. Тут наступает развязка произведения. Эпилогом является песнь во славу русской дружины и предводителей воинства. Помимо строго продуманной композиции, произведение имеет своеобразную жанровую природу, выгодно выделяющую его на фоне других произведений. В «Слове…» наблюдается смешение множества стилей, как типичных для русской культуры, так и только зарождающихся.
В частности, читатель легко может заметить присутствие элементов устного народного творчества в произведении. Песенные традиции русского народной культуры очень сильны в произведении. Также обнаруживаются элементы жанра публицистики и воинской повести. «Слово о полку Игореве» пронизано эпитетами, как привычными для русского народа, так и новыми, оригинальными. Произведение сочетает в себе христианские мотивы и древнейшие культурный языческий пласт, органично сливая их воедино. Действительно, помочь народу достойному, народу сильному могут и Бог, и природа, и сама родная земля. Рассматриваемое произведение, бесспорно, является жемчужиной литературы древней Руси.
Произведение оригинально, многогранно, нетрадиционно, уникальное, при этом полностью русское, народное. Это не просто текст с описанием событий лет минувших, а красочное действо, понятное современному читателю, размышление и оценка автора описываемых событий, сохранение и передача потомкам огромного культурного пласта. Одно из самых загадочных произведений «Слово по полку Игореве» интересно современному читателю, хотя и не всегда понятно ему.
Потомки древнего сказителя, решившего запечатлеть современные ему события, по праву могут гордиться плодами дел его, так как «Слово…» не только жемчужина в кладовой русской культуры, но и драгоценность, достойная культуры общемировой.
«Слово о полку Игореве» — «воинская повесть»