Смех и юмор в творчестве писателей

В рассказе Виктора Юзефовича Драгунского «Что я люблю» психологически точно намечены две детали, связанные с возникновением и побудительными причинами детского смеха. Дениска, герой рассказа, говорит: «Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех, смотришь, через пять минут и вправду становится смешно, и я кисну от смеха». Это активное восприятие жизни, радость узнавания ее.

Неожиданное на первый взгляд соединение разнотипных понятий: «люблю посмеяться» и «выдавливаю

из себя смех» — свидетельство первых шагов разума к контролю за тем, что делает маленький человек, как реагирует он на жизнь. Разум еще недостаточно крепко стоит на ногах; он тоже учится ходить и кренится то в одну, то в другую сторону в поисках равновесия — гармонии жизни. И мы видим этот крен, читая дальше:

«Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» — и убегает из комнаты. Тогда я помираю от смеха».

Здесь речь идет уже не о возникновении смеха, а о побудительной причине и объекте его. Детская литература помогает расширению объектов смешного. В юмористической

тональности многих современных произведений для детей кроется гораздо большее, чем простое обыгрывание юмористической ситуации, детали или фразы,- юмор дает особую освещенность событий, новое видение, отражающее процесс формирования личности ребенка.

Сплетение реального и фантастического, переходящее в соединение веселой сказочности с серьезным содержанием, встречается часто. Достаточно вспомнить цикл повестей Н. Носова о приключениях Незнайки, книги Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», Ю. Томина «Шел по городу волшебник», А. Кирносова «Страна мудрецов», В. Медведева «Баранкин, будь человеком!». Сюжет этих произведений имеет прочную традицию, начавшуюся такими сказками, как «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского, «Городок в табакерке» В. Одоевского, «Случай с Евсейкой» М. Горького. В сказочной повести «Баранкин, будь человеком!» Валерий Владимирович Медведев доверительно беседует с ребятами о жизненных проблемах, он «искусно повернул к читателю некоторые обыкновенные, всем знакомые вещи, дела и случаи такой стороной, что все засверкало по-новому, по-сказочному.

А в волшебном свете сказки раскрылись вдруг многие немаловажные истины, которые не мешает постичь ребятам с самых малых лет».

Своеобразие повести заключается и в том, что обличение часто исходит от того, кто сам далеко не безупречен, только он действует по пословице: «В чужом глазу и соломинку видно, а в своем и бревна не заметишь». Юра Баранкин, главный персонаж повести, очень метко иронизирует по поводу недостатков своих товарищей. Сам же он наблюдает за происходящим перед его глазами как лицо постороннее, равнодушное, которое всем интересуется лишь в той мере, в какой можно высмеять события и их участников, чтобы убедить себя в правильности собственных действий.

Осуждая товарищей, Баранкин исходит не из стремления исправить зло, а из убеждения, что плохое в поведении привлекательно, что вести себя «по-человечески» старомодно, что вообще-то скучное это занятие — быть человеком. Автор повести переносит затем действие в сказочный план, художественно конкретизирует понятие «перестать быть человеком». Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращаются сначала в воробьев, затем в бабочек и, наконец,- в муравьев. Фантастический сюжет повести дает возможность писателю с юмором, без назидательности показать, что самое главное — быть на земле человеком. Осознавая комическое, ребята осваивают определенные стороны объективного мира.

Этот процесс важен сам по себе, и, кроме того, он дает эстетическое наслаждение, развивает эмоциональную восприимчивость.




Смех и юмор в творчестве писателей