Смех — оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом
Шутка призвана карать любые пороки
Человека и общества; она оберегает нас
От постыдных поступков, помогает нам
Ставить каждого на его место
И не поступаться собственным.
Н. Шамфор
Антон Павлович Чехов признан одним из классиков мировой литературы. Он обладал огромным художественным даром. Являясь продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Чехов осмеивает пороки современного ему общества.
Гуманистические убеждения писателя нашли отражение во всем его творчестве, в частности,
Смех в рассказах Чехова — это оружие борьбы с пороками общества. Наиболее ярко это видно в рассказах, созданных в ранний период его творчества. Эти рассказы включают в себя такие шедевры, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Унтер Пришибеев».
Чехов создает рассказы-миниатюры,
Он брал за основу случаи свидетелем которых он был, рассказы друзей, газетные заметки. Сама жизнь помогала Чехову увидеть социальную несправедливость, пороки общества, в котором он жил.
Юмор Чехова многогранен. В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает холуйство, чинопочитание, само-уничижение. Здесь юмор писателя соседствует с социальной критикой общества. Юмор и сатира переплетаются во всех рассказах Чехова. В рассказе «Хамелеон» писатель высмеивает жителей маленького города, погрязших в пошлости, подхалимаж полицейских.
В своих рассказах Чехов также затронул народную тему. Чехов бывал в русских деревнях, где его поразила темнота и необразованность русского народа. Это нашло отражение в таких его рассказах, как «Налим», «Злоумышленник».
Во многих своих рассказах Чехов высмеивает мещанство, обывательщину. Таковы рассказы «Папаша», «Письмо к ученому соседу», «Загадочная натура» , «Из дневника помощника бухгалтера».
Чехов ненавидит пошлость, мещанство, консерватизм, в котором погрязло русское общество. Все это он нещадно высмеивает на страницах своих рассказов. Сытая пошлость с ее равнодушным презрением ко всему находит в лице писателя непримиримого врага. Меня потряс рассказ «Загадочная натура», где пошлая и глупая женщина, считающая себя «страдалицей но вкусе Достоевского» , рассказывает молодому писателю, пишущему «новэллы», о своей несчастливой жизни, о напрасных поисках счастья, о жизненных препятствиях в лице «богатых стариков», за которых она, несчастная мученица, вынуждена выходить замуж… Какая злая насмешка, едкая ирония чувствуется во всем этом!
И как больно за Россию, развращенную такими людьми!
Необычен литературный стиль ранних рассказов Чехова. В большинстве своем это рассказы-миниатюры, в которых поражает художественная простота, ясность. Оставаясь в рамках этого жанра, он его преобразовал. Чехов добился умения выражать в пределах жанра короткого рассказа глубокие художественные обобщения, создавать целостные образы.
Чехов продолжает традиции Фонвизина, Грибоедова, Островского и дает своим персонажам «говорящие» фамилии: Очумелов, Хрюкин, Пришибеев, Червяков, Вризжалов, Шигалов, Глоткин. Описания Чехова точны и лаконичны, передают суть событий и поступков героев.
Чехов поднял смех на новую высоту, и в этом заключается его вклад в русскую и мировую литературу. Мне кажется, что смех Чехова поразителен — веселый, сверкающий и вместе с тем направленный не на случайное и побочное, а всегда умеющий открыть какую-нибудь важную, типическую сторону общественных отношений. Чехов сделал смех оружием борьбы с пошлостью и мещанством, и в этом заключается его заслуга, его гений.
Смех — оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом