Смех — оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом

Шутка призвана карать любые пороки

Человека и общества; она оберегает нас

От постыдных поступков, помогает нам

Ставить каждого на его место

И не поступаться собственным.

Н. Шамфор

Антон Павлович Чехов признан одним из классиков мировой литературы. Он обладал огромным художественным даром. Являясь продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Чехов осмеивает пороки современного ему общества.

Гуманистические убеждения писателя нашли отражение во всем его творчестве, в частности,

в его юмористических произведениях. Смех Чехова ярок, содержателен, он обличает все то, что ненавидел Чехов в русском обществе. За смешными словами Чехова мы видим стыд писателя за мир, погрязший в пошлости и лицемерии, мы видим его желание изменить этот мир с помощью обличительного смеха.

Смех в рассказах Чехова — это оружие борьбы с пороками общества. Наиболее ярко это видно в рассказах, созданных в ранний период его творчества. Эти рассказы включают в себя такие шедевры, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Унтер Пришибеев».

Чехов создает рассказы-миниатюры,

вводит в структуру рассказов бытовые сценки и анекдоты. Таковы рассказы «Злой мальчик», «Толстый и тонкий», «Радость». Большинство сюжетов для рассказов были взяты Чеховым из реальной жизни.

Он брал за основу случаи свидетелем которых он был, рассказы друзей, газетные заметки. Сама жизнь помогала Чехову увидеть социальную несправедливость, пороки общества, в котором он жил.

Юмор Чехова многогранен. В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает холуйство, чинопочитание, само-уничижение. Здесь юмор писателя соседствует с социальной критикой общества. Юмор и сатира переплетаются во всех рассказах Чехова. В рассказе «Хамелеон» писатель высмеивает жителей маленького города, погрязших в пошлости, подхалимаж полицейских.

В своих рассказах Чехов также затронул народную тему. Чехов бывал в русских деревнях, где его поразила темнота и необразованность русского народа. Это нашло отражение в таких его рассказах, как «Налим», «Злоумышленник».

Во многих своих рассказах Чехов высмеивает мещанство, обывательщину. Таковы рассказы «Папаша», «Письмо к ученому соседу», «Загадочная натура» , «Из дневника помощника бухгалтера».

Чехов ненавидит пошлость, мещанство, консерватизм, в котором погрязло русское общество. Все это он нещадно высмеивает на страницах своих рассказов. Сытая пошлость с ее равнодушным презрением ко всему находит в лице писателя непримиримого врага. Меня потряс рассказ «Загадочная натура», где пошлая и глупая женщина, считающая себя «страдалицей но вкусе Достоевского» , рассказывает молодому писателю, пишущему «новэллы», о своей несчастливой жизни, о напрасных поисках счастья, о жизненных препятствиях в лице «богатых стариков», за которых она, несчастная мученица, вынуждена выходить замуж… Какая злая насмешка, едкая ирония чувствуется во всем этом!

И как больно за Россию, развращенную такими людьми!

Необычен литературный стиль ранних рассказов Чехова. В большинстве своем это рассказы-миниатюры, в которых поражает художественная простота, ясность. Оставаясь в рамках этого жанра, он его преобразовал. Чехов добился умения выражать в пределах жанра короткого рассказа глубокие художественные обобщения, создавать целостные образы.

Чехов продолжает традиции Фонвизина, Грибоедова, Островского и дает своим персонажам «говорящие» фамилии: Очумелов, Хрюкин, Пришибеев, Червяков, Вризжалов, Шигалов, Глоткин. Описания Чехова точны и лаконичны, передают суть событий и поступков героев.

Чехов поднял смех на новую высоту, и в этом заключается его вклад в русскую и мировую литературу. Мне кажется, что смех Чехова поразителен — веселый, сверкающий и вместе с тем направленный не на случайное и побочное, а всегда умеющий открыть какую-нибудь важную, типическую сторону общественных отношений. Чехов сделал смех оружием борьбы с пошлостью и мещанством, и в этом заключается его заслуга, его гений.




Смех — оружие борьбы с пошлостью, мещанством, консерватизмом