Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма » Мертвые души » простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Н. В. Гоголь смеется над глупым, смешным, страшным, пошлым, но его смех грустный. Эта печаль — результат трагического несоответствия между идеалом и обыденностью, мечтой и реальностью. Не все просто у Н. В. Гоголя и в выборе объекта осмеяния. У него может быть смешной разбойник капитан Копейкин и страшный заботливый хозяин Собакевич.
Гоголь смеется над нечистой силой, но человек в зеркале его книг ужасает беспросветной ограниченностью, пошлостью, духовной нищетой.
Гоголь смеется как умный клоун, смеется, чтобы не плакать. Прослушав «Мертвые души», Пушкин сказал: «Боже, как печальна наша Россия». После выхода поэмы в чем только не обвиняли Гоголя, что он якобы унижал Россию и ее народ.
Но только человек, бесконечно преданный Родине, может так смеяться над всем, что ее искажает.
У Н. В. Гоголя нет смеха ради смеха, он никогда не подразумевает развлечь скучающую публику. Он мечтает об отзыве, о том, чтобы каждый, прочитав и посмеявшись, строго заглянул себе в душу: а я не Чичиков? Не Ноздрев?
Не Плюшкин?
Гоголь пародирует и высмеивает привычные «идеалы»: благой брак, «красавицу дочь и веселого мальчишку», преклонение перед внешними приличиями, достоинство человека, исчисляемое в звонкой монете. Очищенные Горьким смехом, вновь открываются нам истинные ценности: любовь к Родине, чувство истории, вера в справедливость, любовь. Смех Гоголя не обязательный. Он дает погибшему шанс воскреснуть. Это смех с надеждой на то, что в самой зачерствелой человеческой душе, даже в душе Плюшкина, есть уголок, куда проникает свет счастья и добра.
Даже Чичиков может вспомнить о тех временах, когда его жизнь была освещена другим светом, о невинности и чистоте детства, о материнской любви. Светлый смех должен помочь человеку вернуться к своим началам уберечь его от низменного, пошлого существования. Н. В. Гоголь никогда не смеется зло. Он знает: милосердие — основа всего, а не осуждение. Его смех не знает о вечном проклятии, веселье, поднимающем душу.
Пушкин писал, что Гоголь заставляет людей «смеяться сквозь слезы грусти и умиления».
Дайджест:
- Гоголевский «смех сквозь слезы»; в поэме «Мертвые души»; Мертвые души Гоголь Н. ВСуществует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: «смех сквозь слезы». Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в «Сорочинской ярмарке», одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил ... Читать далее...
- Как в комедии Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»? Положительный идеал Н. В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле комедии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно ... Читать далее...
- Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» воплощен авторский «смех сквозь слезы»?Автор бессмертного «Ревизора» отмечал, что только смех являет собой положительного героя. Николай Васильевич Гоголь при работе над произведением ставил задачу «собрать в одну кучу все дурное в России» и высмеять царящие нравы. Описанная Гоголем история — типична для его современности. Обличая пороки уездного чиновничества, автор саркастически показал эту печальную картину, поэтому смех в его произведении ... Читать далее...
- Русь в поэме Гоголя «Мертвые души»Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, величие и красоту России. В статье «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность», начатой еще до «Мертвых душ», Гоголь писал: «Поэзия наша не выразила нам нигде ... Читать далее...
- Автор в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Взгляды «практичного человека» Чичикова передают прозаическую логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается авторским взглядом, возвышающимся до поэтической сущности жизни. Авторский взгляд в «Мертвых душах» постоянно вступает в полемику не только представителями Чичикова, но и с нашим отношением к жизни и литературе. Начиная со второй главы с ее иронией по отношению к нам, автор ... Читать далее...
- Смех сквозь слезы в «Истории одного города»В «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, указываются даже точные даты: 1731-1826 годы. В фантастических событиях и ... Читать далее...
- Крестьянские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»В знаменитом обращении к «птице‑тройке» Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: «Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором и долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик». Есть еще один герой в поэме о мошенниках, тунеядцах, владельцах живых и мертвых душ. Неназванный герой ... Читать далее...
- На тему: ДУШИ «МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ» В ПОЭМЕ И. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»Поэма Гоголя «Мертвые души» была опубликована в 1842 году. Современники писателя прочитали ее под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Николай Васильевич вынужден был изменить название, показавшееся кощунственным цензурному ведомству. «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертья», — возмущался один из цензоров. Так появился ... Читать далее...
- ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»Работу над поэмой » Мертвые души » Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя «…показать хотя бы с одного боку всю Русь» постепенно перерастает в замысел «сочинения полного», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: «Бывает время, ... Читать далее...
- На тему: Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя является одним из лучших его произведений. Над ее созданием автор работал более 10 лет, так и не завершив задуманное. Несмотря на это, произведение получилось оригинальным и интересным. Все персонажи в поэме, их образ жизни и быт, продуманы до мелочей. В ... Читать далее...
- Художественные средства создания образа «мертвой души» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»1. Описание обстановки, в которой живут помещики. 2. Описание внешности. 3. Отношение к продаже «мертвых душ». Зловещее название неоконченной поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» неоднозначно. Формально «мертвыми душами» именуются умершие крестьяне, которые в документах еще числятся, как живые. Однако в произведении содержится явный подтекст: «мертвые души» — это помещики, с которыми общается Чичиков. Да, ... Читать далее...
- Эпитеты в поэме Гоголя «Мертвые души»Эпитеты в поэме Гоголя выполняют функцию реалистического уточнения изображаемой действительности. Гоголь — исключительный мастер создавать эпитеты огромной емкости и содержательности, отличающиеся новизной и поэтому прочно запоминающиеся. Например: ожесточающее мужество; бесчеловечная старость; необгонимая тройка; наводящее ужас движение и др. Языку поэмы Гоголя свойственны некоторые часто повторяющиеся прилагательные, которые употребляются и как эпитеты, и как простые определения. ... Читать далее...
- На тему: Образ города в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»Образ города в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» Произведение Н. В. Гоголя — это удивительная книга, воспевающая Русь и ее народные основы. Частично это и сатирическая поэма, обличающая действительность. Главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков, странствует по городам России с целью выкупа «мертвых душ» крестьян. В изображении города автор использовал прием типизации. Чичиков приезжает ... Читать далее...
- Души «мертвые» и «живые» в поэме H. В. Гоголя «Мертвые души»1. Гоголь — продолжатель традиции сатирической литературы. 2. Два мира в поэме Гоголя «Мертвые души». 3. Противопоставление «мертвых» и «живых» душ в поэме. 4. Особенности художественного стиля автора в изображении душ «мертвых» и «живых». 5. Вера писателя в возрождение Руси. …И вижу, Сидят людей половины. О, дьявольщина! Где же половина другая? В. В. Маяковский Этот ... Читать далее...
- ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем». Так сам Гоголь определил объем своего произведения — вся Русь. И писатель сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, ... Читать далее...
- Души «мертвые» и «живые» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Замысел поэмы. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину в 1835 г., который «подарил» писателю основную идею. В. Г. Белинский дал поэме очень высокую оценку: «… вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, ... Читать далее...
- Чиновники города NN в поэме Гоголя «Мертвые души»Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, ... Читать далее...
- На тему: Образ дороги в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»Образ дороги в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» считается одним из лучших произведений автора и занимает достойное место в русской литературе XIX века. Это произведение имеет глубинный смысл и раскрывает сразу несколько насущных тем. Автор сумел мастерски показать Россию того периода и последние дни крепостничества. Особое место в ... Читать далее...
- На тему: Система художественных образов в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»Система художественных образов в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» Поэма «Мертвые души» — одно из лучших творений Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое произведение в русской литературе. В ней автор показал разные стороны русской жизни, начиная от провинциального общества помещиков, и заканчивая картинами Петербурга. Образная система произведения строится на трех основных ... Читать далее...
- Тема живых и мертвых душ в поэме Гоголя «Мертвые души»Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души». Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии ... Читать далее...
- Мертвые души в поэме М. В. ГоголяКаждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается поэма «Мертвые души». Темой произведения стало изображение действительности крепостнической России, а действительность эта невероятная, так как с точки зрения здравого смысла там могут происходить события. Николаевская Россия показана автором через страшные образы ее хозяев. М. ... Читать далее...
- По поэме Гоголя «Мертвые души»Поэма «Мертвые души» — одна из самых интересных произведений Н. В Гоголя. Писатель в поэме сатирически осмеивает пороки разных слоев общества в крепостнической России. В кругу разнообразия интересных образов, характеров выделяется удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Его образ является собирательным и объединяющим. Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере продвижения рассказа о его похождениях. ... Читать далее...
- Отрицательный образ Чичикова в поэме Г. Гоголя «Мертвые души»Мы почему-то привыкли, что главный герой произведения, как правило, человек положительный. Наверное, само значение слова «герой» обязывает. А может, причиной тому — многочисленные примеры из разных литературных произведений, где главный герой — человек с определенными добродетелями, часто неординарный, ну, а некоторые недостатки не мешают — так реальнее. Кроме того, главный герой является центром произведения, будто ... Читать далее...
- Сочинение: Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА В одной из бесед с начинающим прозаиком и драматургом Николаем Васильевичем Гоголем великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин поведал историю о неком предприимчивом мошеннике, покупавшем у помещиков «мертвые души», то есть умерших крестьян. Чтобы понять смысл этой аферы, нужно вспомнить, что тогда в России существовало крепостное право, а это означало, что одна, меньшая ... Читать далее...
- Сочинение: Тема города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» изображена широкая панорама российской действительности. Главный герой поэмы Павел Иванович Чичиков странствует по России с целью приобретения умерших крестьян. Большая часть повествования посвящена его поездкам к помещикам, то есть изображению сельской жизни. Но немалое место занимает в поэме и тема города. Повествование начинается с приезда главного героя в ... Читать далее...
- На тему: Темы и мотивы в поэме Гоголя «Мертвые души»Темы и мотивы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Мотив — это минимальный значимый компонент сюжета, который может присутствовать в произведениях нескольких писателей. Это так называемые «вечные мотивы» . Кроме того, под мотивом подразумевают сущностный для понимания авторской позиции смысловой элемент. Это компонент произведения, родственный теме, идее, но не тождественный им. Попробуем рассмотреть темы ... Читать далее...
- Вся Русь» в поэме Н. В. Гоголя Мертвые душиИзвестно, что сюжет поэмы «Мертвые души» был подсказан Гоголю Пушкиным. Именно Пушкин заразил писателя перспективой изъездить вместе со своим героем всю Россию и выписать множество самых разнообразных характеров. Что ж! Гениальная задумка одного великого мастера была не менее гениально воплощена другим великим мастером. Со страниц гоголевской поэмы выступает целая галерея образов помещиков, чиновников, крестьян, написанных ... Читать далее...
- Описание дворянства и помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и больших городов, хоронившийся в глуши своих деревень,- эту Россию дворянчиков, которые хотя и живут без шума и кажутся совсем ушедшими в заботы о своих землях, скрывают более глубокое развращение, чем. западное. Благодаря Гоголю, мы, наконец, ... Читать далее...
- Манилов и Собакевич в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые «были почетные чиновники в городе!» Они занимали самые важные посты. В лирических отступлениях Николай Васильевич отображает характеры помещиков. Гоголь располагает главы по степени деградации человеческих качеств, в своих отступлениях ... Читать далее...
- Художественные средства создания образов в поэме «Мертвые души» Гоголя Н. ВГоголь в «Мертвых душах», как и в «Ревизоре», создает абсурдный художественный мир, в котором люди утрачивают свою человеческую сущность, превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Стремясь обнаружить в персонажах признаки омертвения, утрату одухотворенности, Гоголь прибегает к использованию предметно-бытовой детализации. Каждый помещик окружен множеством предметов, способных его характеризовать. Детали, связанные с определенными персонажами, ... Читать далее...
Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя «Мертвые души»