Смысл названия горе от ума Грибоедова
Смысл названия. Проблема ума — это тот идейноэмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы общественно-политического, философского, национально-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих»;.
Назвав Чацкого умным, а других
Тем не менее вопрос об уме не однозначен. Первоначальный вариант названия пьесы «Горе уму»; был слишком прямолинеен, а потому автор отказался от него. В процессе дальнейшей работы над комедией обозначилась более широкая трактовка проблемы ума, вокруг которой развернулась серьезная полемика.
Высказывался целый ряд мнений, подвергавших критической оценке умственные способности главного героя пьесы. В. Г. Белинский поначалу был близок к этой позиции, но потом пересмотрел свою точку зрения. Таким образом, наметился коренной поворот в оценках ума главного героя, что отразилось во взгляде Д. И. Писарева, отнесшего Чацкого к числу персонажей, страдающих от того, что «вопросы давно решенные в их уме, еще не могут быть даже представлены в действительной жизни»;.
Подобная точка зрения нашла окончательное выражение в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний»;, где Чацкий называется самым умным лицом в комедии. По мнению писателя, главный герой «Горе от ума»; — фигура универсально-типологическая, неизбежная «при каждой смене одного века другим»;, намного опередившая свое время и подготавливающая приход нового.
Идейно-тематическое содержание. Как отмечал И. А. Гончаров, «комедия «Горе от ума»; есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира»;. В ней Грибоедов поставил самые важные вопросы своего времени.
Основной конфликт комедии — это столкновение «века нынешнего»; и «века минувшего»;, прогрессивно мыслящего меньшинства дворянского общества и его консервативной части, составляющей подавляющее большинство. Первое представлено в комедии образом Чацкого, а второе — фамусовским обществом, которое составляет Фамусов и его домашнее окружение, а также гости, приходящие в его дом.
Противоположность идейных позиций Чацкого и фамусовской Москвы проявляется в суждениях по важнейшим вопросам жизни общества: отношение к крепостному праву, службе, богатству и чинам, просвещению и образованию, национальной культуре и народу; преклонение перед прежними авторитетами, всем иностранным и свобода выбора жизненного пути. Этот круг вопросов определяет актуальность проблематики комедии: проблемы социально — политического устройства России; вреда бюрократии и чинопочитания, проблемы воспитания и образования молодежи, честного служения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры.
Общественно-политические вопросы в комедии осмысляются в связи с проблемой личных отношений человека новых взглядов в условиях старой консервативной среды, поскольку общественная интрига сочетается с развитием любовного конфликта между Чацким и Софьей. Кроме того, особую глубину поставленным вопросам придает философская проблема ума и глупости, ума и безумия, стремления к идеалу и неизбежного столкновения с действительностью, что создает не только остросовременное, но и вневременное, «вечное»; звучание комедии.
Смысл названия горе от ума Грибоедова