Смысл названия по роману Отцы и дети

Для понимания «отцов и детей» необходимо иметь ясное представление о борьбе революционеров-демократов и либералов, о типе человека 40-х годов и о пришедшем ему на смену типе шестидесятника; о том, как на разных этапах общественной жизни решалась проблема «лишнего человека»; о появлении героя нового времени, человека дела, а не слова.

Стало уже аксиомой предположение о том, что борьба «отцов» против «детей» в романе Тургенева — это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующей эпохами.

Но столкновение

«отцов» и «детей» в освещении Тургенева имеет и другой смысл.

Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева. Иногда эти раздумья носили острый политический характер — как, например, в «Горе от ума», где в центре тот же конфликт, что и в «Отцах и детях»: спор «века нынешнего» с «веком минувшим».

«Вот то-то все вы гордецы. Смотрели бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя…» — научает «отец» Фамусов. «А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни

их вражда непримирима» — от имени «детей» возражает Чацкий.

Вот слова Тютчева из стихотворения «Как птичка раннею зарей…»:

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век!

Как ваших жалоб, ваших прений

Неправый праведен упрек!

Как грустно, полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести!..

Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Постараемся увидеть и его злободневный смысл, и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор «Отцов и детей».

О том, что роман «Отцы и дети» волнует людей ХХ века, свидетельствуют непрекращающиеся споры об этом романе. Возможность различной трактовки образа Базарова говорит о многозначности художественного образа в реалистической системе.

Первое читательское впечатление о Базарове бывает весьма различным. Порой молодые читатели просто недоумевают, не зная, как же оценить этого героя. Но чаще всего наблюдаются крайние суждения.

Нередко проявляется острая неприязнь к Базарову, основанная на том, что он резок со своими родителями, не признает искусства, груб в суждениях о женщине. Другим читателям Базаров безотчетно, интуитивно симпатичен. И они стараются просто не замечать в тексте того, что в их представлении его хоть как-нибудь порочит.

Разобраться в романе, в споре «отцов» и «детей» — это значит не только понять роман Тургенева, но и научиться диалектически мыслить, проникать в сущность явлений противоречивых и сложных, глубже понимать человека.

«Отцы» в романе — люди отставные, явление архаическое — и с точки зрения Базарова, и с точки зрения Тургенева. Но автор романа не только вкладывает в уста Базарова свои мысли и оценки. Он всегда стоит выше своих героев, видит и понимает больше, шире и глубже, чем они.

Базаров поставил крест на «отцах», жизнь зовет его вперед. А автор глубоко заглядывает в душу каждого из своих героев. Он видит горе старых родителей, которые жадно тянутся к своим сыновьям, боятся потерять духовную связь с ними, силятся дорасти до них и неизбежно, сами не понимая, как и почему, теряют связь с молодыми, теряют самое дорогое в жизни.

Вот хотя бы Николай Петрович. Ведь он совсем не ретроград, не невежественный крепостник типа Фамусова. Напротив, он любит поэзию, музыку, природу. Три года он прожил с Аркадием в Петербурге, когда тот учился в университете, «стараясь заводить знакомства с молодыми товарищами Аркадия». Он приветливо встречает Базарова, хочет сблизиться с ним как с другом своего сына.

И он не может понять, почему сближения не происходит.

Благородство Николая Петровича, его широта взглядов проявляются в том, что, в отличие от брата, с ненавистью говорящего о молодежи, он готов признать преимущества молодого поколения, закономерность расхождения взглядов «отцов» и «детей».. После «схватки», особенно явственно обнаружившей эти расхождения, Николай Петрович с грустью вспоминает свою молодость: «Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька, а проглотить ее нужно.

Вот теперь настала наша очередь и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю».

Гораздо более острая драма происходит в семье Базаровых.

Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, сам всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Он, как и Николай Петрович, тянется к молодому поколению. Как и Николай Петрович, он видит свою связь с веком прежде всего в том, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу.

Я считал это своим долгом… хотя другие владельцы даже не помышляют об этом…» Но тщетны усилия доброго старика. Жизнь стремительно движется вперед, и между ним и сыном возникает неизбежная пропасть. Он сам это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться?

Ведь вы нам на смену пришли».

И стоит задуматься: что здесь сказалось — извечное расхождение поколений, или размежевание общественных сил в определенный исторический момент, или и то и другое вместе? Всегда ли неизбежен конфликт между старыми и молодыми?

Вместе с писателем проследим и трагедию Павла Петровича, то как «целая погибшая жизнь в нем трепетала».

Рассмотрим концовку 8-й главы, обратим внимание на Кирсанова, присмотримся к нему так же внимательно, как и писатель. «Он бросился на диван, заложив руки за голову, и остался неподвижен, почти с отчаяньем глядя в потолок. Захотел ли он скрыть от самых стен, что у него происходило на лице, по другой ли какой причине, только он встал, отстегнул тяжелые занавески окон и опять бросился на диван»

То же — и в эпилоге романа. Кроме сатирически изображенных сторон жизни русского аристократа, славянофильствующего за границей, нужно увидеть и лицо, и душу его: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься», «…жить ему тяжело…, тяжелее, чем он сам подозревает»…

Вообще, все романы Тургенева — своеобразная художественная летопись эпохи 40-х — 70-х годов XIX века. Их темы, идеи, образы неразрывными нитями связаны с тем временем, когда жил и творил писатель. Это социальные романы, в них затронута проблема «лишних» людей.

Основу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» составляет именно идейная борьба, столкновение людей с различными, часто непримиримо враждебными взглядами. Конфликтом, лежащим в основе романа, является как борьба людей разных возрастов, разных поколений, так и борьба нового со старым, «схватка» демократа-разночинца Базарова с дворянами Кирсановыми. Базаров олицетворяет собою всю русскую «новь»; этот герой типичен, он есть во всех поколениях.

И, на мой взгляд, именно поэтому роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» актуален на всех этапах развития русского общества. Это — роман на все времена.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Смысл названия по роману Отцы и дети