Смысл открытого финала по комедии Ревизор

Н. В. Гоголь — выдающийся русский писатель — в пьесе «Ревизор» оставляет финал открытым, тем самым предоставляя читателям возможность не только продумать последующую судьбу персонажей, но и разглядеть в героях, застывших в характеризующих их позах, самих себя с индивидуальными для каждого пороками.

Последнее явление комедии уже в своем начале содержит авторскую попытку вывести главную идею «Ревизора» — высмеивание людских недостатков на примере чиновничества — за пределы произведения. Появление безликого жандарма,

символа неминуемости наказания, становится сюрпризом для внимательного читателя : в списке действующих лиц этот персонаж заявлен не был. Так, Н. В. Гоголь вводит героя, заявляющего о скором суде, в рамках пьесы — приезде настоящего ревизора, не только персонажам комедии, но и читателям.

В ремарке автор сравнивает это известие с могущественным природным явлением: «произнесенные слова поражают как громом всех». Создается впечатление божественной природы наказания.

Той же идеей руководствовался Гоголь, выбирая в качестве эпиграфа для произведения народную пословицу: «на зеркало неча пенять, коли рожа

крива». Таким образом, автор призывает осуждать не героев пьесы, всего лишь плодов его наблюдений, а тех, кто стал прообразом для чиновников уездного города «Ревизора» — простых людей.

Немая сцена продумана Н. В. Гоголем как галерея персонажей — выставка пороков. Неестественные и комичные позы героев выражают общее настроение собравшихся людей — ужас перед грядущим судом.

Городничий, представленный автором в первой ремарке пьесы как «очень неглупый по-своему человек, хотя и взяточник» замирает «в виде столба с распростертыми руками и закинутой назад головою». Главный мошенник города как будто вопрошает у бога, почему именно он оказался в самом невыгодном положении: увидел в «пустышке» Хлестакове не только ревизора, но и удачную партию для своей дочери. Драматург насмехается над героем, лицемерно ожидающим равной для себя участи, хотя ранее претендовал на бОльшие привилегии. Доказательством тому становится описание автором и относящегося к семейству городничего выражения лица трех дам, и «едкого намека» Коробкина.

Может ли Антон Антонович, глава семейства, постоять за свою жену и дочь, чье отмеченное автором «устремление движением всего тела» в последнем эпизоде можно истолковать как просьбу о защите?

С иронией Гоголь описывает позу провинциальных кокеток: дамы сами себе противоречат, обращаясь к простому по их понятиям человеку, когда недавно они смотрели на окружающих свысока.

Остальные позы персонажей в последнем эпизоде также являются приемом создания автором образов героев, также вызывают «горький смех»: чрезмерно любопытный почтмейстер в форме вопросительного знака, «потерявшийся самым невинным образом» трусливый Лука Лукич, толстый человек и тонкий плут Земляника, прислушивающийся, чтоб позднее удачно извернуться, подчеркивающий значимость своих мыслей выразительной позой Ляпкин-Тяпкин, почти во всем созвучные Бобчинский и Добчинский, выпучившие глаза, разинувшие рты и кинувшиеся друг к другу в объятия.

Так через позы Гоголь, отказываясь от реплик для персонажей, раскрывает суть каждого героя, высмеивает его. Длительность же немой сцены позволяет зрителю обратить внимание на схожесть того или иного образа со сцены с собою, предположить дальнейшую судьбу этого типа человека и познать простую истину: каждый поступок требует ответа.




Смысл открытого финала по комедии Ревизор