Собакевич — персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Фольклорные источники образа Собакевича былинные и сказочные богатыри. Возможные литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д. Фонвизииа «Недоросль», медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М. Загоскина «Юрий Милославский». Богатырская мощь Собакевича, подвиги за обеденным столом, богатырское здоровье Собакевич пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей. Фамилия Собакевич формально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой
Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес. Грубость и неуклюжесть — суть портрета С. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Бездушность С. подчеркивает метафорическая подмена лица широкой молдаванской тыквой, а ног — чугунными тумбами. Вещи
Собакевич привязан к земному и строит так, будто намерен жить вечно, не думая ни о смерти, ни о душе; С. бездетен ). С.- хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах». Гипертрофированная практичность С. контрастна слащавым «эмпиреям» Манилова, так же как привычка ругать все подряд, видеть во всех мерзавцев и мошенников противопоставлена восторженной идеализации людей, присущей Манилову. Губернатор у Собакевича «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет».
Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению С., «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире».
Собакевич русофил и ненавидит все западное. Он готов перевешать немцев и французов, так как те придумали диету, воображая, «что и с русским желудком сладят». С. не детализирует, он сторонник целого, гигантского. В этом, согласно С., проявляется истинно русская натура: «У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» У полицмейстера, пока гости беседовали, С. «доехал» осетра.
Душа Собакевич погребена под тяжестью плоти или, по словам Гоголя, где-то за горами закрыта «толстою скорлупою», «как у бессмертного Кощея». О душе С. вспоминает только торгуясь с Чичиковым, сводя ее неуловимую сущность к сугубо вещественной оболочке, к пище: «У вас душа человеческая все равно что пареная репа» .
Нереализованные героические потенции «омертвелой» души С. пародийно представлены портретами героев греческого национально-освободительного движения 1821-1829 гг. , впрочем, их героизм, исключительно лубочного толка, вырождается у С. в пустую внешнюю грандиозность, подчеркнутую алогизмом портрета Багратиона, «тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками», «в самых узеньких рамках».
Собакевич «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе С.,- страсть к тяжелому, земному, плотскому. Это — стяжательство особого рода, оно кардинально отличается от беспочвенного, зыбкого стяжательства Чичикова ; напротив, оно предметно, по-хозяйски прочно, за душу С. «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья».
Сила и воля С. лишены идеала, сердцевины, души, по сути, они так же мертвы, как мечтательность Манилова или скупость Плюшкина, в конечном счете они тормозят движение «птицы-тройки» Руси.
Среди знаменитых исполнителей роли С. в инсценировках поэмы: М. М. Тарханов и
Собакевич — персонаж поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»