Сочинение: Фольклорные традиции в прозаических произведениях Платонова
Фольклорные традиции в прозаических произведениях А. Платонова
Долгое время исследователи творчества А. Платонова пытались объяснить своеобразие его прозы влиянием различных литературных тенденций: школы Гоголя и Достоевского, русского авангарда и сюрреализма, экзистенциализма и примитива. При этом мало внимания уделялось влиянию фольклорной традиции на прозаическое творчество Платонова. А ведь именно она часто носит в произведениях писателя обобщающий характер.
Элементы поэтики и сюжетостроения платоновских произведений
Известно, что русская бытовая сказка представляет, как правило, обобщенный образ реальности. В ней отсутствует детализация описаний и довольно редок пейзаж. Те же особенности находим и в платоновской прозе.
Автор не дает конкретного
Здесь у Платонова сверхъестественное не нарушает реального хода вещей, но при этом фантастичность деформирует реальность, выворачивает ее наизнанку.
В изображении времени и пространства своих произведений Платонов также использует фольклорные законы. Например, время произведений едва обозначено, а пространство часто носит эмпиричный характер, то есть описывается непосредственно то, что видит сам герой, все остальное словно выпадает из поля зрения автора и читателя.
Нельзя не сказать и об особенностях платоновского героя: почти всегда он несет в себе некую долю ущербности, неполноценности: либо теряет истину, либо не может долгое время думать и говорить, либо у него «порожняя* голова. Здесь можно предположить влияние русской бытовой сказки о дураке. Для чего понадобился Платонову подобный прием? Приведем слова самого писателя: «Сознание себя Иваном-дураком — это самосознание народа. Самое такое самосознание показывает, что мы имеем дело с народом-хитрецом, с умницей, который жалеет, мучится, что живет в дурацком положении*.
Значит, выбор неполноценного героя все-таки не случаен. Подобная акцентировка выявляет «странность* платоновского человека, жизнь которого не подчиняется логическим причинно-следственным законам. Да и можно ли найти логику в распавшемся, но еще не установившемся мире?
Композиция произведений подобна действиям героев: разрозненна, хаотична, часто представляет собой цепь отдельных эпизодов, нанизанных на некий стержень. А это тоже пример влияния русской былинной традиции. В этом плане показательно, что рассказ «Усомнившийся Макар* и хроника «Впрок» включают ряд былей, созданных Платоновым в 1929 году: «Умственный хутор», «Наследие Ленина», «Масло Розы», «Послушайте рассказ об одном мужике, который перехитрил целое государство».
Конечно, обращение к фольклорным истокам питало и обогащало платоновскую форму: в ней появляется игровое начало, явственно проступают образы-символы сказочного и реального характера, возникают алогизм и речевые аномалии и т. п. Но главное, заимствование фольклорных приемов способствовало созданию универсального содержания. Внешне бесхитростное и традиционное, при внимательном рассмотрении оно обнаруживает все новые и новые грани.
Сочинение: Фольклорные традиции в прозаических произведениях Платонова