Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова

Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее эпическое произ­ведение мировой литературы XIX века. Действие его длится на протяже­нии пятнадцати лет. Немногим писателям удавалось соединить описа­ние крупнейших событий истории со сценами повседневной жизни геро­ев произведения, чтобы они не затмевали друг друга, а гармонично сли­вались в единое целое. Для Толстого жизнь одного человека и есть историческая жизнь всей нации.

Однако в бушующем море лиц, напол­няющих роман,

выделяется личность, являющаяся центральной в произведении, — это Пьер Безухов.

Читатель знакомится с Пьером в первой же главе романа, в велико­светском салоне Анны Павловны Шерер. Именно в этой «прядильной мастерской», наполненной безучастными людьми — «веретенами», вы­деляются так контрастирующие с этим обществом искренность и естест­венность Пьера. «Один живой человек среди всего нашего света», — го­ворит о Пьере князь Андрей Болконский.

Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, три месяца назад вернулся из-за границы и не определил пока своей будущей карьеры. Характер его еще

не сформировался, он молод, плохо знает жизнь и по­чти не разбирается в людях. Поскольку Пьер был лишен семьи, то у него постоянно возникает потребность в учителе, наставнике.

Но стремление обрести духовную поддержку не мешает Пьеру сохранить свою индиви­дуальность и идти по жизни своим собственным путем.

Первым серьезным ударом судьбы для Пьера была женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, зама­нивших его в свои сети. Но нравственно Пьер оказался много выше этих людей: вину за случившееся он взял на себя.

В дальнейшем так будет всегда.

Переломным событием в жизни Пьера можно считать дуэль с Долохо­вым. Приняв чужие правила игры, он серьезно задумался над своей жизнью и пришел к выводу, что он лгал самому себе. Это привело Пьера к стремлению повернуть свою судьбу в иное нравственное русло.

В душе Пьера «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он перечеркнул прошлое, но не знал, каким будет буду­щее. «Что дурно? Что хорошо?

Что надо любить, что надо ненавидеть?

Для чего жить и что такое я…» В этот кризисный момент Пьер встретил масона Осипа Алексеевича Баздеева, и новая, как ему казалось, очи­щающая звезда засияла над ним.

Не сразу и не вдруг пришло разочарование в масонстве. Пьер столк­нулся с лицемерием, карьеризмом, увлечением внешними атрибутами обрядов, а главное, он не чувствовал связи с реальной, повседневной жизнью. В это же время он потерпел неудачу в своих благих намерениях изменить положение крепостных крестьян — Пьер оказался слишком далек от народных бед и проблем.

Вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню. Таким читатели застают Пьера на пороге Отечественной войны 1812 года, которая стала для многих героев романа судьбоносным пере­ломным этапом.

Не случайно Бородинское сражение мы видим отчасти глазами Пье­ра, невоенного человека, который не смог не быть там, где решалась судьба его Отечества. Здесь граф Безухов сблизился с простыми солдата­ми. Его поразили их бесстрашие, стойкость и доброта. Они были нравст­венно выше и чище Пьера.

Он начал задумываться над тем, как стать по­хожим на них, «как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бре­мя этого внешнего мира».

Потом была поруганная Москва, и романтическая идея убийства Напо­леона, и спасение девочки, и драка с французами, и плен. В плену Пьер стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных. Это потрясение словно выдернуло пружину, на которой в его душе держалась вера в жизнь, в Бога, в человека.

И Пьер чувствовал, что не сможет сам возродить эту веру. Спасла его встреча с Платоном Каратаевым.

«Прежде разрушенный мир теперь с новою красой на каких-то новых и незыблемых основах двигался в его душе». Изумленный и очарован­ный, Пьер наблюдал за Платошей и видел его удивительное добросерде­чие и трудолюбие, он слушал его песни и поговорки, погружаясь в мир народной жизни. Пьер чувствовал, что нашел успокоение и согласие с самим собой, которое так долго искал.

Он увидел, как близко счастье, к которому он стремился. Оно было в удовлетворении самых простых и ес­тественных потребностей человека. Встреча с Каратаевым помогла Пье­ру ощутить себя частицей целого огромного мира: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Пьер Безухов вернулся домой нравственно обновленным. Он осознал, что цель и смысл жизни это и есть сама жизнь, во всех своих проявлени­ях. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог».

Пьер научился видеть великое и вечное в мелком и житейском. Он научился любить и понимать людей, и они тянулись к нему.

Все это время в душе Пьера жила нежная и восхищенная любовь к Наташе. Они оба изменились за время войны, но эти духовные перемены только сблизили их. Так родилась новая семья — семья Безуховых.

В эпилоге мы видим Пьера, увлеченного радикальными идеями изме­нения общественного устройства. По замыслу Толстого герой романа должен был пережить крушение «ложных надежд» и, вернувшись из ссылки в Сибирь, прийти к пониманию подлинных законов жизни.

В образе Пьера Безухова Толстой раскрыл нам, с одной стороны, харак­терную личность своей эпохи, с другой — показал нравственные иска­ния человека, ищущего свой путь в бурлящем житейском океане. Толь­ко стремление к самосовершенствованию могло привести героя, по мне­нию автора, к таким высоким духовным рубежам.




Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова