Сочинение: Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Заглавный герой романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» — яркий представитель образа — типа «лишних людей», созданного русской литературой де­вятнадцатого века. Что же представляет собой этот тип? Его характернейшая черта — противоречие между незаурядными индивидуальными способностями человека и их невостребованностью окружающей общественной средой. Она создает такие обстоятельства, при которых одаренный, честный и по­рядочный человек не в состоянии применить свои способно­сти на служение обществу.

Он

остается одиноким, никем не признанным и никому не нужным.

В романе Пушкина «Евгений Онегин» подробно показано, как происходит формирование типа «лишнего человека», како­вы отношения его к обществу, обозначены причины, по кото­рым он не находит себе достойного места в жизни.

Биографию своего героя поэт рисует, начиная с детских лет. Это необходимо потому, что сама система воспитания форми­рует в нем определенные черты, которые разовьются в будущем. Евгений Онегин «родился на брегах Невы», то есть в сто­лице Российской империи Санкт-Петербурге. В ранние дет­ские годы он попал на попечение

«мадам» — гувернантки — француженки, которую затем сменил «мосье», опять-таки француз.

Начальное образование Евгения сводилось к тому, что «француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой…». Другими словами, ника­кого серьезного образования мальчик не получил, равно как и ничего не узнал о русской жизни, так как обучение происходи­ло на французском языке. «Когда же юности мятежной пришла Евгению пора», он стал вести образ жизни, обычный для свет­ской молодежи того времени. Жизнь состояла из праздного времяпрепровождения. Единственной же «наукой», в которой Онегин «истинный был гений», оказалась «наука страсти нежной», то есть флирт с великосветскими дамами. Посколь­ку такое воспитание было типичным для дворянских кругов того времени, «свет решил, что он умен и очень мил».

Пустота не наполненного полезной деятельностью существования вы­зывает у пушкинского героя ощущение пресыщенности жиз­нью, переходящее в постоянную скуку. Все ему надоело, и ничто не вызывает интереса. Тогда он пытается заняться ли­тературным творчеством и самообразованием:

Онегин дома заперся,

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать — но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его…

И снова, преданный безделью,

Томясь душевной пустотой,

Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а все без толку…

Изменения в судьбу Онегина вносит кончина его дяди, от которого племянник получает в наследство имение, после чего

Переезжает на местожительство в деревню. Там он пытается внести передовые по тем временам изменения в систему хозяй­ствования, чтобы облегчить участь своих крепостных:

Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил,

И раб судьбу благословил…

Но всерьез заниматься хозяйством Онегину тоже скучно. В деревне он сводит дружбу с соседом — молодым поэтом Вла­димиром Ленским; через него знакомится с семейством Лари­ных; вносит смятение в душу молодой девушки Татьяны Лари­ной, которая объясняется ему в любви. Онегин отвергает ее чувство, делая девушке выговор за неосторожное поведение. Впоследствии у него происходит ссора с Ленским, тот вызыва­ет его на дуэль и гибнет от пули.

Были они «от делать нечего друзья», а из-за глупой ссоры стали смертельными врагами.

После этой трагедии Онегин отправляется путешество­вать, а затем, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», возвращается в Петербург. Там он встречает Татьяну, ставшую великосветской замужней дамой; в его душе вспы­хивает любовь к ней; он преследует ее своими чувствами, по­лучает отказ — и автор расстается со своим героем «в мину­ту, злую для него».

Итак, чем бы ни занимался Онегин, у него ничего не вы­ходит; с кем бы ни сводила его судьба, всем он причиняет толь­ко боль и страдания. А определяющим содержанием его жиз­ни становятся различные способы справиться с одолевающей скукой.

Каковы же причины, делающие Онегина «лишним челове­ком»? Можно выделить две группы таких причин. Первая — общественные, а вторая — личные.

Общественные причины заключались прежде всего в суще­ствовании крепостного права, позволявшего представителям правящего класса вести безбедную жизнь за счет своих кресть­ян. У Онегина нет необходимости добывать себе хлеб насущ­ный, потому он и может позволить себе роскошь все время скучать. В то же время он достаточно умен, чтобы не разделять «идеалов» большинства представителей своего класса: ведь идеалы эти сводятся к карьерным достижениям, богатству, блеску придворных чинов и тому подобному.

Он, как и Татья­на, понимает, что все это «постылой жизни мишура», «ветошь маскарада».

Найти же удовлетворяющее его поприще Онегин не может в силу личных причин, и главное здесь — уже упомянутое не­желание трудиться. Другая же личная причина — преувеличен­ное мнение о значимости собственной персоны. В реалисти­ческом образе Онегина заметны также черты, присущие ро­мантическим героям литературы того времени, прежде всего героям Байрона.

Не случайно в тексте проводится прямое сравнение Онегина с Чайльд-Гарольдом. И проницательная Татьяна, ознакомившись с библиотекой Онегина, задается не­беспочвенным вопросом: «Уж не пародия ли он»? В то же вре­мя Татьяна отмечает и положительные качества Онегина:

Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь.

Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?

Открытый финал романа позволяет читателю делать раз­личные предположения о дальнейшей судьбе Онегина. Одни думают, что он должен был связать свою судьбу с декабриста­ми, попытавшимися совершить в России республиканский переворот ради уничтожения самодержавия и крепостниче­ства. Другие считают, что, по задумкам Пушкина, Онегин дол­жен был погибнуть на Кавказской войне.

Но и тот и другой вариант судьбы так и не отменят принадлежности Евгения Онегина к типу «лишнего человека». В этом трагедия как само­го пушкинского героя, так и многих незаурядных людей его времени.




Сочинение: Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»