Сочинение: Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Стихотворения Федора Ивановича Тютчева о родной при­роде знакомы нам еще с дошкольного возраста. В своих стихах поэт любуется красотой природы и передает ее очарование в живых красочных картинах.

Как и Александр Сергеевич Пушкин, Тютчев в своих сти­хах рисует все многообразие русской природы, меняющейся в зависимости от времени года. Тут и знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» , и «Чародейкою-зимою околдован, лес стоит…», и «Есть в осени первона­чальной…», и «Как весел грохот летних бурь…». Свое отноше­ние

к природе поэт наиболее четко выразил в стихотворении, начинающемся четверостишием:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Душу природы и ее язык Тютчев стремится уловить, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Все в природе для Тютче­ва живо, все говорит с ним «понятным сердцу языком», и он жалеет тех, при ком леса молчат, пред кем ночь нема, с кем в дружеской беседе не совещается гроза. Стихи Тютчева о при­роде — почти всегда страстное признание в любви.

Поэту пред­ставляется высшим блаженством,

доступным человеку, — лю­боваться многообразными проявлениями жизни природы.

Ярким образцом изображения одухотворенной природы в лирике Тютчева может служить уже упоминавшееся стихотво­рение «Есть в осени первоначальной…». Оно было написано в девятнадцатом столетии, но сохраняет свое очарование и в наши дни. Вот начался учебный год. Дни стали короче, но сол­нышко еще светит ярко, воздух чист и прозрачен.

Летают пер­вые паутинки. И сами собой вспоминаются начальные строч­ки стихотворения:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

А в следующем четверостишии мы видим и паутинку:

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

В этой же строфе появляется и упоминание о человеке, активно взаимодействующем с природой. Закончены напря­женные дни уборочной страды; эпитет «праздная» по отноше­нию к слову «борозда» как бы соединяет усилия человека и природы по сбережению нового урожая. Крестьянин, работав­ший «бодрым серпом», теперь тоже может дать себе отдых.

Эту безмятежность заслуженного покоя передает заверша­ющее четверостишие:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

И в нем же заключено указание на то, что, как ни приятен покой, как ни «далеко еще до первых зимних бурь», но они придут в свой черед, и снова человеку придется меряться сила­ми с природой в вечном круговороте времен года.




Сочинение: Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»