Сочинение: Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

Мир природы и мир человека тесно соприкасаются в лири­ке Михаила Юрьевича Лермонтова. Так, в стихотворении «Ро­дина» изображение картин русской природы неразрывно свя­зано с патриотическими чувствами лирического героя, причем чувства эти выражены очень своеобразно: «Люблю отчизну я, но странною любовью!..» Почему — «странною»? В чем заклю­чается эта странность? Вот как объясняет ее автор:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного

мечтанья.

Эти строки можно истолковать следующим образом. То, что воспевается официальной государственной пропагандой: воен­ные победы, историческое величие и тому подобные атрибуты российской государственности, — не вызывают у лирического героя патриотических чувств. Зато, как говорит о себе поэт:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Люблю

дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез,

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

Живые приметы русской природы, картины народной жиз­ни — вот в чем видит Лермонтов точку приложения своих пат­риотических чувств. Другими словами, его любовь к Родине не совпадает с внедрявшимися средствами официальной прави­тельственной пропаганды установками. Поэтому поэт и назы­вает ее «странной».

Одним из лучших лермонтовских поэтических произведе­ний, посвященных русской природе, является стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Оно было написано в рубежном для автора 1837 году, когда по делу «О непозволи­тельных стихах…» поручика Лермонтова арестовывают, а затем переводят на Кавказ, в действующую армию.

Когда молодой поэт находился под арестом, он, как расска­зывал один из его родственников, «велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес…». В их числе было и сти­хотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Читая это произведение, нужно иметь в виду, что написано оно узником.

Итак, поэт находится в заточении. На дворе конец февраля, а он, сидя за решеткой, представляет себе яркие краски вольной жизни. В первом четверостишии мы видим летний пейзаж:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка…

Начальная строфа музыкальна и напевна. Она как бы пе­редает песню ветра, пробегающего волнами по пшеничному полю. От этого оно становится похожим на бескрайнее море.

Вторая строфа стихотворения показывает нам примету поздней весны:

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…

В третьей строфе речь идет о студеном ключе. Точное вре­мя года установить невозможно, но ясно, что это тоже или вес­на, или лето:

Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу Про мирные края, откуда мчится он…

Все три начальные строфы являются развернутыми прида­точными предложениями. Они относятся к четырем главным предложениям, выражающим итоговую мысль произведения:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Итоговой мыслью всего стихотворения можно считать мысль о свободе. Потому что все предшествующие ей карти­ны природы — это сладкие воспоминания узника, лишенно­го живых красок, звуков и запахов. Воображая волнуемое вет­ром поле поспевающей пшеницы, садовые плоды, бодрое журчание ключа, поэт мысленно как бы переносится туда, на простор родных полей, садов и лесов — и это примиряет его с действительностью, дарит надежду снова увидеть всю эту красоту.

Иную проблему взаимоотношений между человеком и природой ставит Лермонтов в стихотворении «Три пальмы». Это стихотворение можно рассматривать как притчу. Поэт рас­сказывает историю величественных деревьев, которые росли в пустыне.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался водою холодной,

Хранимы под сенью зеленых листов От знойных лучей и зыбучих песков.

Но гордые пальмы страдали от того, что никто не радовал­ся их красоте, никто не утолял жажды из студеного ручья. И, наконец, мечта трех пальм послужить людям исполнилась. Но принесли им люди не радость, а страшное горе. Они от­дохнули в тени пальм, напились ключевой воды, а затем взя­ли да и срубили пальмы и сожгли их в ночном костре.

И на следующее утро…

…на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел, седой и холодный,

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

Так гибелью прекрасных деревьев закончилась их долгож­данная встреча с людьми.

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет под ним.

Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» имеет подзаго­ловок: «Восточное сказание». Это указывает на древность пе­чальной истории, поведанной поэтом. Но и наши дни протест против варварского отношения к природе, прозвучавший в этом стихотворении, выглядит как нельзя более своевремен­ным. Ведь сколько каждый год возникает губительных лесных пожаров от непогашенного окурка! Сколько грязи и мусора, ядовитых химических веществ попадает в природные водоемы!

Сколько деревьев погибает в лесу от того, что какой-то недо­умок ободрал на них кору. Стихотворение Лермонтова «Три пальмы» учит нас бережно относиться к природе. Иначе вся земля превратится в пустыню, как это произошло с оазисом, загубленным караваном.




Сочинение: Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова