Сочинение: Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА
В одной из бесед с начинающим прозаиком и драматургом Николаем Васильевичем Гоголем великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин поведал историю о неком предприимчивом мошеннике, покупавшем у помещиков «мертвые души», то есть умерших крестьян. Чтобы понять смысл этой аферы, нужно вспомнить, что тогда в России существовало крепостное право, а это означало, что одна, меньшая часть общества присваивала себе плоды труда большей части и при этом могла полностью распоряжаться судьбой последних, покупать и продавать
Дело было в том, что помещик имел право не только продать своих крестьян прямым, так сказать, путем, из рук в руки, но и заложить их, как любую другую имеющую денежное выражение ценность, а заложив, получить от особого банка деньги. Многие не имеющие достаточных доходов помещики нередко так и поступали, чтобы сводить концы с концами, то есть такая сделка была явлением
Этим вопросом задаются многие персонажи поэмы Гоголя «Мертвые души». Суть заключалась в том, что правительство вело учет всех крепостных крестьян для того, чтобы за каждого мужика получать с помещика налог, так называемую «подушную подать». Для этой цели составлялись списки, которые именовались «ревизскими сказками». Но такие ревизии, то есть проверки списочного состава крестьян, проводились не так уж часто, и все крестьяне, умершие в промежутке между двумя ревизиями, числились живыми, а это означало, что помещик обязан был платить за них налог, как за живых. На этом и была построена афера безымянного проходимца, о котором рассказал Гоголю Пушкин.
Скупив за копейки мертвых крестьян, можно было получить за них деньги, как за живых, и таким образом заиметь солидный капитал.
Всю последующую жизнь Гоголь занимался разработкой этого сюжета и на его основе создал произведение, ставшее одной из вершин отечественной литературы. Избрав главным героем плута, писатель провел его по всем закоулкам тогдашней России, что позволило распахнуть перед читателем всеобъемлющую панораму российской действительности.
Итак, вот смысл названия поэмы «Мертвые души» — это не существующие в жизни, а числящиеся лишь на бумаге крепостные крестьяне. Но ограничиться только таким объяснением смысла названия гоголевской поэмы — значит обеднить и примитизировать ее содержание.
Мы знаем, что заглавия великих литературных произведений, помимо прямого, лежащего на поверхности смысла, выражают еще и главную идею всего текста, имеют не одно, а множество значений. И автор в своей поэме дает читателю прямые указания на это.
Вспомним, к примеру, эпизод торга между Чичиковым и Собакевичем. Тот вовсе не удивлен предложением Чичикова и охотно соглашается продать ему мертвых душ, «смекнувши, что покупщик, верно, должен иметь здесь какую-то выгоду». Однако он заламывает за них такую цену, что Чичиков приходит в ужас.
Начинается долгий торг. Самое любопытное в нем то, что Собакевич говорит о своем «товаре», как о живых людях, и превозносит их деловые качества: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой — нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные.
И не то, как бывает московская работа, что на один час, — прочность такая, сам и обобьет и лаком покроет!
Чичиков открыл рот, с тем чтобы заметить, что Михеева, однако же, давно нет на свете; но Собакевич вошел, как говорится, в самую силу речи…» Далее хозяин перечисляет достоинства плотника Степана Пробки, кирпичника Милушкина, сапожника Максима Телятникова, Еремея Сорокоплехина, который «в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей…».
«- Но позвольте, — сказал наконец Чичиков, изумленный таким обильным наводнением речей, которым, казалось, и конца не было, — зачем вы исчисляете все их качества, ведь в них толку теперь нет никакого, ведь это все народ мертвый. Мертвым телом хоть забор подпирай, говорит пословица.
— Да, конечно, мертвые, — сказал Собакевич, как бы одумавшись и припомнив, что они в самом деле были уже мертвые, а потом прибавил: — Впрочем, и то сказать: что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? мухи, а не люди».
Вот одно из важных мест, демонстрирующих многозначность названия гоголевского произведения. Ряд умерших мастеровых Собакевича для него остаются живыми — памятью о тех добрых делах, которые они совершили. А сколько мы увидели на страницах поэмы «живых трупов», о ком так метко отозвался «совершенный медведь» Собакевич!
Не мертва ли душа помещика Манилова, посвящающего свой вечный досуг складыванию горками пепла из выкуренных трубок? Лгуна и предателя Ноздрева, впустую прожигающего жизнь? Плюшкина, наконец, который превратился в «прореху на человечестве»?
То же можно сказать и о многих других персонажах «Мертвых душ».
Стало быть, не те живы, по мысли Гоголя, кто только «коптит небо», а те, кто сохранил душу живу. Именно об этом говорит во втором томе поэмы положительный герой Муразов. В его словах раскрывается глубинное значение смысла названия всей поэмы.
Добившись освобождения Чичикова, попавшего в заключение после очередной своей аферы, Муразов напутствует его: «Подумайте не о мертвых душах, а о своей живой душе, да и с Богом на другую дорогу!» Эти слова можно взять как девиз любому человеку, совершающему свой жизненный путь. В них заключается пафос всего творчества Николая Васильевича Гоголя.
Сочинение: Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»