Сочинение: Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора

Героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — один из самых обаятель­ных женских образов русской литературы. Сам автор относится к ней с особым чувством — более нежным, чем к остальным своим героям. «Татьяна, милая Татьяна! — восклицает поэт, когда наступает критический момент в судьбе его героини. — С тобой я вместе слезы лью…». Можно ли откровеннее выра­зить авторскую симпатию!

Чем же привлекла внимание свое­го создателя эта героиня, почему он испытывал по отношению к ней

такие теплые чувства?

Многие пушкиноведы пытались отыскать жизненные про­тотипы Татьяны Лариной среди знакомых Пушкину женщин. Но ни одна их версия так и не подтвердилась. Сам поэт тоже оставил этот вопрос нерешенным. Когда в финале он произно­сит: «А та, с которой образован Татьяны милый идеал… — фра­за так и остается незаконченной, лишь звучит элегический вздох: — О много, много рок отъял!» Относительно прототипов Татьяны самую неожиданную догадку высказал литературовед Ю. М. Лотман.

Он предположил, что прообразом пушкинской героини послужил… сам Пушкин.

Казалось бы, трудно поверить такому

фантастическому предположению: может ли мужчина быть прототипом женско­го образа? Но если вчитаться в страницы романа, посвященные

Татьяне, — можно увидеть множество сходных черт, объединя­ющих героиню и ее создателя. Вот, например:

Татьяна

С ее холодною красою Любила русскую зиму…

Но ведь и сам Пушкин с восторгом относился к русской зиме.

Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все…

И эта черта сближает Татьяну с автором, который с детских лет увлекался чтением.

Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы…

Пушкин тоже был суеверным человеком и не раз в крити­ческих жизненных ситуациях поступал так, как подсказывали ему приметы. Достаточно вспомнить зайца, перебежавшего дорогу, когда он отправлялся в Петербург, где мог оказаться в рядах декабристов.

Но это все, так сказать, внешние признаки сходства. А если вникнуть в глубину внутреннего мира Татьяны?..

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной

Казалась девочкой чуждой. Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей…

Из биографии Пушкина мы знаем, что он также был нелю­бимым ребенком в семье; на его долю мало досталось роди­тельской ласки, а самым родным ему человеком была няня Арина Родионовна… Так ведь и у Татьяны няня — самый близ­кий человек. Именно ей она признается в том, что впервые влюблена!

Приходится сделать вывод, что гипотеза Лотмана отнюдь не беспочвенна. Действительно, многие свои заветные мысли и переживания Пушкин доверил «милой Татьяне»; она и в са­мом деле стала в романе «alter ego» автора. Такой взгляд на ге­роиню помогает понять сущность ее образа.

Первое, что нуж­но подчеркнуть в ее характере, — это полнота, глубина и ис­кренность переживаемых ею чувств. Когда для нее пришла пора любви, она не думает о кокетстве и свойственных сестре Ольге женских уловках:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя.

Полюбив Онегина, она открыто признается ему в этом, написав письмо с кристальной искренностью:

Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю.

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю…

Ее простодушная откровенность трогает сердце искушен­ного в «науке страсти нежной» «специалиста»:

…получив посланье Тани.

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил…

Не разделяя чувств девушки, Евгений поступает с ней, по общему мнению, благородно. А что же Татьяна? Она не пыта­ется бороться за любимого мужчину, смиряется со своей учас­тью и отдается на волю судьбы, отказавшись от надежд на лич­ное счастье. Но оно приходит к ней в свой черед, когда девушка становится женой заслуженного генерала и княгиней, вступа­ет в высший свет петербургского общества.

У нее есть все, к чему стремилось большинство девушек ее круга: знатность, богатство, доступ на придворные балы и прочие развлечения. Однако все это не прельщает ее. Она называет этот показной внешний блеск «мишурой» и «ветошью маскарада».

Зеркальная композиция романа «Евгений Онегин» в за­ключительной главе меняет местами главных героев. Теперь Евгений страдает от неразделенного чувства к Татьяне и, в свою очередь, пишет ей любовное письмо. В финальной сце­не мы узнаем, что и она по-прежнему любит Онегина. Но те­перь она несвободна.

Теперь ее поступками руководит чув­ство, которое в ее понимании выше любви: это чувство дол­га и чести.

«…Я вас люблю,

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна, —

Таков нравственный кодекс героини. С житейской точки зрения можно было бы говорить о том, что положение не так уж безвыходно: случаются ведь и разводы. Почему бы Татьяне не развестись с мужем и не выйти замуж за Онегина?

Но такой поступок противоречил бы сути нравственного облика Татья­ны. И она делает единственно возможный для себя выбор — верность и честь. К этому же она призывает и Онегина:

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Это говорит о духовной близости героев. Но и еще раз ука­зывает на родство любимой героини с самим автором. Ведь и ему во имя долга и чести предстояло выйти на смертельный поединок, чтобы жизнью оплатить верность своим нравствен­ным идеалам.




Сочинение: Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора