Сочинение: Особенности жанра поэмы в творчестве Лермонтова на примере Мцыри
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 академических часа. Сочинение анализировали трое одноклассников автора.
Сочинение представляет собой анализ поэтики поэмы «Мцыри». Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние позиций автора и рассказчика, своеобразие сюжетного построения произведения, определив черты характера главного героя как героя романтической
Поэма «Мцыри» — наиболее зрелое лиро-эпическое произведение М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» представляет собой романтическую поэму. Традиционен для романтизма уже сам сюжет — бегство героя из неволи и стремление обрести свободу. Характерно, что лермонтовское понимание свободы полярно традиционному православному, то есть под свободой поэт подразумевает не смирение перед объективным ходом вещей
Это выражено даже на сюжетном уровне — герой совершает побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы» он рожден на свет, именно из православного монастыря. Многие критики обвиняли Лермонтова в натянутости сюжета, ведь на деле стать послушником довольно сложно.
Главная жанровая особенность поэмы заключается в ее исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно. Во многом это объясняется эгоцентризмом и субъективизмом, которые свойственны
Поэтам-романтикам. Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов героя и автора. Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью является свобода. Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть…
Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот дивный мир тревог и битв…
«Тоска по родине святой» выражается не только в желании вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри движет и жажда самоутверждения. В этом смысле побег на Кавказ — это способ обретения собственного «я».
Особую роль в поэме Лермонтова играет тема природы. Во-первых, с ней тесно связан конфликт произведения, который заключается в противостоянии человека враждебному миру природы. Не случайно кульминационной сценой поэмы является бой героя с барсом. Конфликт Мцыри, как и любого романтического героя, принципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с самой судьбой.
Характерно, что Мцыри не помогает даже его тесная связь с природой. Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев «о тайнах неба и земли», а в ходе повествования сам не раз сравнивается с животными:
Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей…
Я был чужой
Для них навек, как зверь степной…
На близость героя и природного мира указывает и вставная конструкция поэмы — песнь рыбки. Рыбка словно озвучивает мечты Мцыри о «привольном житье». А. С. Пушкин дал природе эпитет «равнодушная».
И действительно так. На третий день странствий природа из родственной стихии превращается во враждебную.
Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти, на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу, он снова возвращается к монастырю. Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими действиями только ускоряет свершение того, что предначертано ему судьбой.
В финале поэмы герой гибнет. На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на сюжетном уровне хотел показать поражение своего героя. Но данное мнение было бы ошибочным.
Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений, «не молит о прощенье». Он говорит иноку:
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.
Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от невозможности вернуться к прежней жизни, познав свободу. Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю».
Помимо конфликта между человеком и судьбой, в поэме намечен и еще один, менее значительный, конфликт. Он заключается в противоречии между стремлениями Мцыри и его потенциальными возможностями. Отсюда сравнение героя с «в тюрьме воспитанным цветком».
Природа в поэме составляет и отдельную тему философских размышлений автора. Эта тенденция прослеживается во всем творчестве Лермонтова. Природа была своеобразной лестницей между ним и Создателем, в единении с ней поэт находил умиротворение:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Следующей ярко выраженной чертой поэмы является динамичность ее сюжета. В романтических поэмах традиционно преобладает лирическое начало. Автор, прежде всего, ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, показать его психологию.
Здесь же лирическое и эпическое начала уравновешены. Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится значительное место в романтической поэме.
Таким образом, поэма «Мцыри» — уникальное произведение, один из лучших образцов поэтики романтизма. О верности Лермонтова этому литературному течению свидетельствует и свод излагаемых идей, и художественные приемы, используемые автором, и особенности построения сюжета. Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых, индивидуальных черт.
На мой взгляд, именно этот синтез традиционных романтических и новаторских приемов автора и привлекает читателей больше всего.
Сочинение: Особенности жанра поэмы в творчестве Лермонтова на примере Мцыри