«Синтаксис и пунктуация изучаются одновременно, так как от строения предложения, способов связи в нем слов или частей этого предложения зависит расстановка знаков препинания и их выбор» — С. И. Львова, лингвист.
Синтаксис в русском языке — один из разделов грамматики и лингвистики. Это наука о сочетаемости слов друг с другом, о верном построении словосочетаний, предложений и выражений.
Конечно же, расстановка запятых и других знаков препинания в предложении зависит от смысла, который в это предложение вложен. Смысловое наполнение, которое хочет вложить в текст и донести до адресатов говорящий и пишущий человек, стоит на первом месте, а уж пунктуационные знаки под него подстраиваются.
По крайней мере, мое мнение по данному вопросу таково. Я считаю синтаксис первичным, потому что устная речь была первичной, а письменная со всеми пунктуационными знаками появилась у всего человечества позднее. Понимать, где надо ставить запятую, а где не надо, мы можем только опираясь на смысл, который передает нам предложение или словосочетание.
В книге «Детство» Максима Горького можно найти несколько ярких примеров этому. Автор, описывая постояльца Пешковых по прозвищу Хорошее Дело, употребляет перечисление его качеств, то есть приводит в тексте однородные члены предложения: молчаливый, незаметный. Черты характера человека перечисляются, как и положено, через запятую.
А вот в описании внешности этого же жильца «худощавый сутулый человек с добрыми глазами» нет запятых. Понятия, которыми автор рисует перед нами образ Хорошего Дела, в данном случае не являются однородными членами предложения. Они произносятся без интонации перечисления, хотя выполняют одну и ту же синтаксическую функцию и связаны со словом «человек».
Изучать синтаксис можно, используя разные научные подходы: компьютерный, психологический, когнитивный, стилистический, семантический, логический. Подход исследователя всегда стоит применить и к пунктуации.
Дайджест:
- ПунктуацияПунктуация — это собрание правил расстановки знаков препинания, а так жк сама система знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Функции и виды знаков препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, так как почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. Несмотря на то, что в русском языке много правил расстановки знаков препинания, ... Читать далее...
- Синтаксический разбор простого предложения — Основные понятия синтаксиса, СинтаксисСинтаксический разбор простого предложения Синтаксический разбор простого предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо: 1. Назвать вид предложения по цели высказывания. 2. Если предложение восклицательное, отметить это. 3. Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения и показать, что оно простое. 4. Рассказать о строении предложения: — двусоставное или односоставное; если односоставное — какого типа ; ... Читать далее...
- Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения — Основные понятия синтаксиса, СинтаксисСинтаксический разбор сложноподчиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания. 2. Если оно восклицательное, отметить это. 3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного. 4. Указать главное и придаточное предложения. 5. Заключить на основании вопроса и особенностей строения ... Читать далее...
- Зачем нужна пунктуация?До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания — это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина? В предложенном отрывке нахожу все существующие ... Читать далее...
- Синтаксический разбор сложносочиненного предложения — Основные понятия синтаксиса, СинтаксисСинтаксический разбор сложносочиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания. 2. Если оно восклицательное, отметить это. 3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного. 4. Указать, какими именно сочинительными союзами соединены простые предложения в сложные, и определить значение ... Читать далее...
- Синтаксический разбор предложения с разными видами связи — Основные понятия синтаксиса, СинтаксисСинтаксический разбор предложения с разными видами связи Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Чтобы выполнить синтаксический разбор предложения с разными видами связи, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания. 2. Если оно восклицательное, отметить это. 3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного. 4. ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ о знаках препинания«Знаки препинания нам нужны, чтобы придать высказыванию нужный смысл» Для чего на письме необходимы знаки препинания? Они выделяют смысловые отрезки речи, то есть отделяют их друг от друга. Также эти символы придают предложению эмоциональную окраску, указывают на грамматические и логические связи слов и словосочетаний в нем, подчеркивают его завершенность. Чехов называл знаки препинания «нотами при ... Читать далее...
- Что такое синтаксис? — Основные понятия синтаксисаЧто такое синтаксис? Термин «синтаксис» имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов, простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей действие грамматических правил и закономерностей. 2) Синтаксисом называется вся ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ по высказыванию Паустовского «Но с тех пор я никогда не поверюСочинение по сборнику ОГЭ Н. Нефедовой, вариант 9, задание 15.2 «Но с тех пор я никогда не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли» Константин Паустовский являлся писателем, который очень тонко чувствовал природу. В своих произведениях он рассказывал много о ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Салтыкова-Щедрина И синтаксис и грамматика и знаки препинанияНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Я полностью согласна с высказыванием писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина о том, что любая мысль формируется во всей ... Читать далее...
- Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения?Я считаю, что на письме без знаков конца предложения обойтись невозможно. В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знаки, многоточие. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они разделяют предложения в тексте, помогая точно понимать написанное. Наличие знаков завершения в конце предложений помогает автору передать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации, душевное состояние героев. Стоит ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания лингвиста Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксисТермин «синтаксис» используется в качестве названия раздела науки о языке, предназначенного для изучения построения предложений и словосочетаний. Их применяют люди с целью общения между собой. Если дело касается процесса общения, то синтаксису отводится в нем очень важная роль, так как посредством правильно построенной речи собеседники способны понять мысли друг друга. В противном случае, любая точка ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ по высказыванию лингвиста Львовой о сравнении как языковом средствеСочинение по сборнику Нефедовой, вариант 9, задание 15. 1 «Сравнение — одно из самых выразительных языковых средств, которым часто пользуются поэты и писатели, чтобы точнее и образнее передать свои мысли и чувства» Человеку свойственно сравнивать между собой разные предметы и явления, их характеристики, чтобы познавать мир, изучать его. И людей также: тот умнее и образованнее, ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ по «Резиновой лодке» Паустовского по высказыванию «И я подумал, как должно быть, страшноСочинение по сборнику ОГЭ 2016 Н. Нефедовой, вариант 10, задание 15.2 «И я подумал, как, должно быть, страшно было такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу, слушать плач совы, треск веток и непонятный шум травы, и, наконец, мчаться опрометью, прижав уши, когда, наконец, где-то на самом ... Читать далее...
- Рассуждение смысл высказывания Салтыкова-Щедрина Мысль формирует себяНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Еще в XIX веке М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что мысль себя формирует во всей полноте, ... Читать далее...
- Рассуждение эссе ответ по тесту 5 смысл высказывания Салтыкова-ЩедринаНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Я твердо убеждена, что смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина заключается в следующем: грамматика, синтаксис и ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ о языке по высказыванию «Чтобы владеть языком, нужно знать не только большое количество слов»«Чтобы владеть языком, нужно знать не только большое количество слов, но и правила образования их форм, а также законы соединения слов и предложений в речи» Арсенал языковедческой науки к услугам современного человека, который хотел бы творчески строить фразы в собственной речи. Как устной, так и письменной, я имею в виду. Знание большого количества слов какого-либо ... Читать далее...
- Такие не простые «простые» предложенияЗачем нужны кавычки? Я считаю, что на письме без кавычек, как и без других знаков препинания, обойтись невозможно. Они помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Кавычки относятся к парным знакам препинания. Они применяются при введении в мысль одного лица чужого дословного высказывания. Так, например, в предложении 1 в кавычки заключена прямая речь, а ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2016 года По тесту 31 сборника тестов И. П. ЦыбулькоОбъясните, как Вы понимаете смысл предложения 22 текста: «Но больше всего он не любит ко всему безразличных, из тех, что не умеют даже по мячу попасть, но при этом делаю вид, что на такую ерунду им жаль тратить их драгоценные силы». Смысл предложения я понимаю так: Александр Павлович, обладающий » всеми талантами, необходимыми хорошему учителю», ... Читать далее...
- Для ГИА 2014 года по тесту 20 сборника Н. А. СенинойК. Г. Паустовский утверждал, что «знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Эту фразу я понимаю так. Музыкальное произведение невозможно сохранить на нотном стане без специальных знаков. Это же произойдет, если мы напишем текст без знаков препинания: предложение может получить двоякий смысл, как в знаменитом выражении ... Читать далее...
- Предложение и высказывание — Основные понятия синтаксиса, СинтаксисПредложение и высказывание Предложение и высказывание Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу, обладающую такими языковыми свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение является основной единицей, участвующей в формировании сложного ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ «Многоточие — своеобразный антоним точки»Что такое многоточие в русском языке? Это один из самых по смыслу интересных знаков препинания, который обозначает неоконченность мысли в предложении. Мысль будто продолжается… Фраза о некоем противостоянии многоточия и точки принадлежит известному лингвисту С. Евграфовой. И действительно, ведь смысл появления на письме многоточия и точки прямо противоположен. Точка обозначает завершенность мысли. Сказали — и ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 1Сочинение на морально-этическую тему — самое трудное задание на ГИА. Предлагаю сочинения по одному тексту. Они несколько похожи, но и есть различия. Можете их сравнить и взять себе на заметку. О силе доброго слова. Первый вариант. Смысл последнего предложения текста я понимаю так: даже ради благого дела, не всегда надо пускать в ход кулаки, а ... Читать далее...
- Правила постановки точки — Точка, ПунктуацияПравила постановки точки Правила постановки точки &;; 125. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, как полного, так и неполного, например: На другой день утром войско наше двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума, на высоте Топ-Дага, находилась турецкая батарея. Полки пошли к ней, отвечая на турецкую пальбу барабанным боем и музыкой. Пушкин Является поэт с ... Читать далее...
- Правила постановки скобок — Скобки, ПунктуацияПравила постановки скобок § 188. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. Вставленными в предложение могут быть: Cлова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или ее части, например: На половине ... Читать далее...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2016 года По тесту 30 сборника тестов И. П. ЦыбулькоОбъясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный». Смысл предложения я понимаю так: у учителя Харлампия Диогеновича был свой метод обучения, главный смысл которого заключался в том, чтобы выставить человека ... Читать далее...
- Рассуждение по тексту Львова проблема мужественностиДавно прошли времена рыцарей, но и сейчас, слыша слово «рыцарь», мы представляем себе сильного, мужественного человека, защитника слабых и угнетенных. Это слово стало обозначать настоящего мужчину со всеми лучшими качествами представителей сильного пола. Однако времена меняются, и сейчас встретить рыцаря не так-то просто. Этой важной проблеме — проблеме мужественности — и посвящает свой текст С. ... Читать далее...
- Поэтический синтаксис особенности примеры поэтического синтаксисаПодготовка к ЕГЭ: Сочинение Поэтический синтаксис особенности примеры поэтического синтаксиса Слово «синтаксис» произошло от греческого слова, означающего «структура», «построение», «порядок». Поэтический синтаксис — это особые приемы, порядок слов, построение фразы, благодаря которым проза превращается в поэзию. Ведь поэзия отличается от прозы не только наличием рифмы. Известны, например, белые стихи. Японские хокку являются стихами, несмотря на ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями»Сложное предложение считается отражением отношений, усматриваемых автором между двумя ситуациями, либо же несколькими эпизодами. Таково мнение, относительно цели применения сложного по структуре предложения, было высказано известным лингвистом Валентиной Даниловной Черняк. В действительности, она права. Автор в подобном случае испытывает потребность в акцентировании каким-то образом внимания читателя на этих отношениях, иначе он воспользовался бы двумя простыми ... Читать далее...
- Правила постановки знаков при прямой речи — Знаки при прямой речи, ПунктуацияПравила постановки знаков при прямой речи Правила постановки знаков при прямой речи &;; 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: — Не видали маму? М. Горький Если прямая речь идет в строку, без ... Читать далее...
Сочинение-рассуждение ОГЭ «Синтаксис и пунктуация» по высказыванию С. И. Львова