СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О РОЖДЕНИИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЛИТЕРАТОРОВ

Когда мы произносим слово «история», то непременно подразумеваем события прошлого. «Прошлое» связывается в нашем сознании с тем, что было и никогда не повторится. Но так ли это на самом деле? Мне кажется, что прав был американский философ Сантаяна, который сказал: «Кто забывает прошлое, к тому оно непременно будет возвра­щаться снова и снова».

Неслучайно ведь говорят об уроках истории, уроках прошлого, которые должно было бы заучить человече­ство.

Известный французский скульптор О.

Роден как-то ска­зал: «О, я умоляю вас, во имя наших предков и ради наших детей, не разрушайте больше ничего и не рестав­рируйте». Конечно, эти слова касались французской исто­рии. Но мне кажется, что они вполне применимы и к истории России.

Ведь наша тысячелетняя история знала столько всяких потрясений, что порой просто удивитель­но, как Россия смогла выжить и сохраниться как государ­ство.

Между тем и в Древней Руси, и в России всегда были крепки традиции внимательного отношения к прошлому, к своей генеалогии. Давайте вспомним первые века древ­нерусской государственности, первые памятники собствен­но отечественной

литературы. Основным вопросом «Повести временных лет» является вопрос о начале Русской земли и киевского княжения. Этот вопрос даже вынесен просве­щенным летописцем в заглавие летописи. И уже в XI веке возникают три главные идеи, три основных настроения, которые до сих пор противоборствуют в русской литературе.

Это приверженность Земле-Отечеству, услужение Власти и стремление к личному благополучию, которое бы не за­висело ни от Отечества, ни от Власти.

Со времен Древней Руси приверженность Земле-Отечеству выражают летописи. Властители же предпочитают историю, в которой героями являются их предки. Обыва­тель всегда ищет идеи, которые позволили бы ему оправ­дать личное благополучие.

Поэтому в зависимости от вы­годы он может быть как сторонником Земли-Отечества, так и Власти, отдавая предпочтение тем идеям, которые освобождают его от непосредственных обязанностей.

Истинным патриотом среди древнерусских писателей яв­ляется неизвестный автор «Слова о полку Игореве». Он первый в нашей литературе представил настоящее через осмысление прошлого. Отправной точкой для него стало время Владимира Мономаха. Но автор не идеализирует этот период русской истории и не пытается представить его в виде «золотого века». Сам он жил и творил, в таких условиях, что просто обязан был проникнуться истори­ческим критицизмом.

На его глазах происходило круше­ние единства и централизации Русской земли. Между удель­ными князьями шли бессмысленные вооруженные столк­новения. Они ослабляли русский народ, порождали неве­рие в свои силы перед лицом грозного противника.

Трагическое настоящее имеет свои прямые истоки в трагическом прошлом. Но неисправленные ошибки про­шлого привели к еще более плачевному настоящему.

Однако автор не идет по пути простого сопоставления времен. Он видит, что в настоящем скрыты глубокие кор­ни прошлого, что это прошлое нельзя оценивать однознач­но. Так у автора возникает возможность двойственной оценки прошлого.

С одной стороны, его оценка негативная, пото­му что именно в прошлом посеяны «первых времен усоби­цы». С другой же — положительная, даже восторженно­поэтическая: «Певши песнь старым князьям, а потом и молодым петь».

На этом основано историческое мышление автора. Все хорошее и плохое в русской истории и человеческой жиз­ни он выводит не из вмешательства небесных сил и могуще­ственных богов, а из поступков и действий самих людей.

Автор доказывает, что события прошлого являются источ­ником современного миропорядка. Не в человеческой и не в божественной власти изменить прошлое. Но чтобы установить в настоящем идеальный миропорядок, не обязательно пере­делывать прошлое.

Русским князьям нужно всего лишь вспомнить о хороших и неблаговидных поступках предков, сравнить со своим поведением, оставить взаимную вражду и объединиться для защиты общей Родины от иноземных врагов.

Становление современного понятия «национальная идея» раскрывается в творчестве Радищева, Пушкина, Чаадаева, Лермонтова, Рылеева, Толстого, Достоевского и многих других писателей нового времени — тех, кто всегда осоз­навал свое призвание выше призвания правителей и Пони­мал свою ответственность, перед народом.




СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О РОЖДЕНИИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ