СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О РОЖДЕНИИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЛИТЕРАТОРОВ
Когда мы произносим слово «история», то непременно подразумеваем события прошлого. «Прошлое» связывается в нашем сознании с тем, что было и никогда не повторится. Но так ли это на самом деле? Мне кажется, что прав был американский философ Сантаяна, который сказал: «Кто забывает прошлое, к тому оно непременно будет возвращаться снова и снова».
Неслучайно ведь говорят об уроках истории, уроках прошлого, которые должно было бы заучить человечество.
Известный французский скульптор О.
Ведь наша тысячелетняя история знала столько всяких потрясений, что порой просто удивительно, как Россия смогла выжить и сохраниться как государство.
Между тем и в Древней Руси, и в России всегда были крепки традиции внимательного отношения к прошлому, к своей генеалогии. Давайте вспомним первые века древнерусской государственности, первые памятники собственно отечественной
Это приверженность Земле-Отечеству, услужение Власти и стремление к личному благополучию, которое бы не зависело ни от Отечества, ни от Власти.
Со времен Древней Руси приверженность Земле-Отечеству выражают летописи. Властители же предпочитают историю, в которой героями являются их предки. Обыватель всегда ищет идеи, которые позволили бы ему оправдать личное благополучие.
Поэтому в зависимости от выгоды он может быть как сторонником Земли-Отечества, так и Власти, отдавая предпочтение тем идеям, которые освобождают его от непосредственных обязанностей.
Истинным патриотом среди древнерусских писателей является неизвестный автор «Слова о полку Игореве». Он первый в нашей литературе представил настоящее через осмысление прошлого. Отправной точкой для него стало время Владимира Мономаха. Но автор не идеализирует этот период русской истории и не пытается представить его в виде «золотого века». Сам он жил и творил, в таких условиях, что просто обязан был проникнуться историческим критицизмом.
На его глазах происходило крушение единства и централизации Русской земли. Между удельными князьями шли бессмысленные вооруженные столкновения. Они ослабляли русский народ, порождали неверие в свои силы перед лицом грозного противника.
Трагическое настоящее имеет свои прямые истоки в трагическом прошлом. Но неисправленные ошибки прошлого привели к еще более плачевному настоящему.
Однако автор не идет по пути простого сопоставления времен. Он видит, что в настоящем скрыты глубокие корни прошлого, что это прошлое нельзя оценивать однозначно. Так у автора возникает возможность двойственной оценки прошлого.
С одной стороны, его оценка негативная, потому что именно в прошлом посеяны «первых времен усобицы». С другой же — положительная, даже восторженнопоэтическая: «Певши песнь старым князьям, а потом и молодым петь».
На этом основано историческое мышление автора. Все хорошее и плохое в русской истории и человеческой жизни он выводит не из вмешательства небесных сил и могущественных богов, а из поступков и действий самих людей.
Автор доказывает, что события прошлого являются источником современного миропорядка. Не в человеческой и не в божественной власти изменить прошлое. Но чтобы установить в настоящем идеальный миропорядок, не обязательно переделывать прошлое.
Русским князьям нужно всего лишь вспомнить о хороших и неблаговидных поступках предков, сравнить со своим поведением, оставить взаимную вражду и объединиться для защиты общей Родины от иноземных врагов.
Становление современного понятия «национальная идея» раскрывается в творчестве Радищева, Пушкина, Чаадаева, Лермонтова, Рылеева, Толстого, Достоевского и многих других писателей нового времени — тех, кто всегда осознавал свое призвание выше призвания правителей и Понимал свою ответственность, перед народом.
СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О РОЖДЕНИИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ