Сочинение: Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

Действие поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» происходит во времена царствования Ивана Грозного. Эта эпоха осталась в памяти народной как одна из самых кровавых в истории Руси. Она стала символом деспотизма и беззакония. Жестокая воля царя заменяла собой закон и справедливость.

А для того чтобы обеспечить и удер­жать свою власть, царь держал на службе так называемых оп­ричников. Это были верные слуги государя и повиновались ему беспрекословно. Зато по

отношению к другим слоям русского общества опричники действовали так же беззаконно, как их властелин.

И поэтому никто из простых людей не был в без­опасности и в любой момент мог лишиться не только своего достояния, но и самой жизни.

Поэма Лермонтова написана в жанре народной песни. Ее как бы поют бродячие музыканты-гусляры.

В сюжете поэмы кульминационное место занимает сце­на кулачного боя между опричником Кирибеевичем и куп­цом Калашниковым. Этой сцене предшествовали следую­щие события.

Однажды во время царской трапезы царь замечает, что его верный слуга Кирибеевич не ест, не пьет. Царь сейчас же

вы­ражает свой гнев:

…стукнул палкою,

И дубовый пол на три четверти Он железным пробил оконечником.

В оправдание Кирибеевич поведал царю о своей печали — о неразделенной любви к красавице Алене Дмитриевне. Но опричник трусливо умолчал, что она уже замужем за купцом Калашниковым. И, рассчитывая на покровительство царя, опозорил чужую жену своим бессовестным приставанием к ней на улице.

По понятиям того времени, это было жестокое ос­корбление чести и достоинства не только самой женщины, но и ее мужа. К нему и прибежала за помощью Алена Дмитриев­на. И храбрый купец Степан Калашников выступил на защи­ту чести своей семьи, своего доброго имени.

Однажды приехал царь на Москву-реку, чтобы посмотреть кулачный бой. А Кирибеевич известен был как непобедимый боец. Вышел он и стал похваляться своей силой, вызывать со­перника.

И тогда откликнулся на вызов удалой купец Калаш­ников. А на ехидный вопрос Кирибеевича, по кому ему пани­хиду петь, гордо и бесстрашно ответил:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честного отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже как завтра в час полуденный;

И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи…

Не шутку шутить, не людей смешить К тебе вышел я, басурманский сын, —

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

В жестоком бою справедливость восторжествовала: обид­чик пал от удара Калашникова ему в висок. Но царь Иван Ва­сильевич потребовал ответа от удалого купца:

«Отвечай мне по правде, по совести,

Вольной волею или нехотя




Сочинение: Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова