Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведения

Роман «Петр Первый». Замысел произведения. Особенности композиции и сюжета.

Каковы были задачи, стоявшие перед А. Толстым как автором исторического романа?

Прежде всего Толстому предстояло определить, что будет для него основным в произведении. Это, по словам писателя, «становление личности в исторической эпохе». Автор писал не просто биографию исторического деятеля, но стремился пока­зать, с одной стороны, как эпоха влияла на формирование личности Петра, а с другой — каково было воздействие петров­ских преобразований

на судьбу страны.

С решением этой основной задачи связаны и все другие проблемы романа: вопрос об объективной необходимости и значении петровских преобразований; «выявление двигающих сил эпохи» — прежде всего изображение исторической роли на­рода, сложных взаимоотношений Петра и народа; изображение острой борьбы нового со старым.

Замысел произведения определил особенности композиции и сюжета. Основой сюжета являются решающие события в жизни страны, движение самой истории. Назовите, какие ис­торические события изображены в каждой книге.

Составьте краткий перечень этих событий. Докажите, что сам

отбор со­бытий продиктован основной задачей — показать становление личности в эпохе. Как раскрываются в этих событиях черты ха­рактера Петра?

Перечитайте первую главу романа, которая является экспо­зицией. Что мы узнаем о жизни допетровской России из этих сцен? Какую роль выполняют авторские отступления в первой книге романа 1 Почему события описаны глазами ребенка, Саньки Бровки­ной?

Как показана в названных сценах необходимость преобра­зования жизни России?

Сравните описание Москвы в начале второй и третьей кни­ги романа. Какую роль играет здесь прием контраста?

«Человек, — писал А. Н. Толстой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в противоречии». Назовите эпизоды, в ко­торых раскрываются основные конфликты произведения: борьба нового со старым; углубление противоречий между царем и на­родом.

Как показывает Толстой роль народа в осуществлении пет­ровских преобразований? Приведите примеры массовых сцен, проанализируйте их значение в произведении. Покажите мас­терство писателя в передаче полилога и выделении крупным планом отдельных фигур.

Проанализируйте финал второй кни­ги романа.

В центре системы образов произведения находится Петр. Ос­тальные персонажи в соответствии с конфликтом произведения делятся на две основные группы, сторонники и противники пет­ровских преобразований. Особенностью романа является то, что по отношению ко всем персонажам, даже второстепенным, действует принцип многогранности изображения, стремление показать героя в динамике, выявить, как отражаются в нем противоречия времени.

Таким образом, становление личности Петра и изображение эпохи в ее развитии через борьбу и противоречия определили особенности композиции романа. Многоплановая композиция дала автору возможность отобразить жизнь всех классов и групп русского общества: крестьян, солдат, стрельцов, ремесленни­ков, дворян, бояр. Россия показана в бурном противоречивом движении, судьба нации раскрывается в переломный истори­ческий момент, выявляется роль народных масс в истории.

Все это позволяет говорить о «Петре Первом» как о романе-эпопее.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведения