Сочинение: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Тема любви в лирике А. С. Пушкина
«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», — писал В. Г. Белинский. Это высказывание справедливо, прежде всего, по отношению к любовной лирике поэта.
Тема любви претерпела определенную эволюцию на протяжении всего творческого пути А. С. Пушкина.
В ранней любовной лирике поэта — ориентация на классицизм: «Красавице, которая нюхала табак», «Рассудок и любовь», «Блаженство», «Леда «. В этих стихотворениях
Названа каким-либо античным именем — Хлоя, Дорида, Делия. В таких стихотворениях присутствует условно-декоративный пейзаж; риторические обращения, восклицания; на уровне лексики — славянизмы. Соответственно, образ любви в этой лирике условен.
В первых элегиях А. С. Пушкина чувство лирического героя также в известной степени «подчиняется жанру»: любовь здесь всегда задумчива, грустна, тосклива. Таковы стихотворения «Уныние», «Элегия, «Любовь одна — веселье жизни
В лирике романтического периода в любовной теме непременно присутствуют мотивы судьбы, преждевременной смерти, разлуки. Таковы стихотворения «Черная шаль», «Гречанка верная! не плачь, — он пал героем», «Гроб юноши».
Романтические стихотворения поэта проникнуты всеобъемлющим античным мироощущением. И здесь мы можем вспомнить элегию «Редеет облаков летучая гряда». Перед нами предстает волнующий южный пейзаж, заключающий в себе воспоминание о некогда испытанном счастье.
Пейзаж здесь основан на контрасте. В настоящем он грустен, помечен приметами увядания:
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
В прошлом же этот пейзаж радостен, исполнен жизни, света:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополи в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Те же противоречивые чувства живут в душе лирического героя. В душе его живет грусть, порожденная сознанием невозвратимости былого счастья. Однако воспоминания о нем словно омывают душу его струею свежести, счастья, красоты.
Стоит отметить художественное новаторство А. С. Пушкина. Для многих элегий русской литературы была характерна установка на одну доминирующую эмоцию, владеющую лирическим героем. Эта установка исчезает в зрелом элегическом стиле
А. С. Пушкина. Так, многообразие душевных движений присутствует в элегии «Желание славы». «Кажется, жажда славы заполнила собой все сознание лирического «я» и оттеснила мучение любви, но в глубине этой новой страсти горит все тот же душевный пожар.
То, что воспринимается лирическим героем только как месть героине, на самом деле пронизано неостывшим трепетом любви, лишь перевоплотившейся в иную страсть. От безмерной боли душа лишь надела маску, обманув себя бессознательной попыткой заместить одно переживание другим»:
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною Окружена была, чтоб громкою молвою Все, все вокруг звучало обо мне…
Критики отмечали своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина. Образ возлюбленной зачастую у поэта неконкретен, невосстановим, очертания его словно размыты временем. При этом в стихотворениях может присутствовать сюжет, реальная ситуация.
Как правило, лирический герой раскрывается через отношение к любимой.
Мотив огромной ценности другой души становится характерным для многих элегий Пушкина в 20-е годы. Элегия «Мой друг, забыты мной следы минувших лет» начинается в соответствии с жанром:
Мой друг, забыты мной следы минувших лет И младости моей минувшее теченье.
Не спрашивай меня о том, чего уж нет,
Что было мне дано в печаль и наслажденье,
Что я любил, что изменило мне.
А затем мысль лирического героя устремляется к образу своей возлюбленной, и ее мироощущение открывается читателям.
Душа твоя чиста, унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть.
К чему тебе внимать безумства и страстей Незанимательную повесть?
Она твой тихий ум невольно возмутит;
Ты слезы будешь лить, ты сердцем содрогнешься; Доверчивой души беспечность улетит,
И ты моей любви… быть может, ужаснешься.
Быть может, навсегда… Нет, милая моя,
Лишиться я боюсь последних наслаждений.
Не требуй от меня опасных откровений:
Сегодня я люблю, сегодня счастлив я.
Мироощущение это не противоречиво, не взорвано сомнениями и бурями страстей. У героини — «тихий ум», «младенческая совесть», беспечная душа. Но, пытаясь поведать обо всем этом читателю, лирический герой раскрывает И собственную душу.
Каков же он? «Не только кипение ложных страстей в минувшем, уныние в настоящем, тревога совести и безысходная горечь разочарования — не только все это высвечено в лирическом персонаже, но еще и чисто пушкинское поразительное духовное целомудрие, проступающее в отношении к другому строю духовного бытия. Эта боязнь возмутить блаженное, на краткий миг дарованное судьбой спокойствие другой души, навязать ей собственные представления о мире, отягощающие сердце и ум, эта готовность признать за другим его отношение к реальности, его субъективную правду, подкрепленную складом души, — это глубоко пушкинская черта. Другая душа воспринимается Пушкиным как мир, если не равновеликий, то равноправный его собственному, обладающий своей внутренней логикой.
Он окружает в лирике другую душу всепонимающим сочувствием, как бы любуясь непроизвольной игрой ее жизненных сил, любуясь иногда с какой-то затаенной грустью, точно осознавая неизбежность пределов, которые приготовила ей жизнь», — писал В. А. Грехнев.
И это трагическое восприятие времени, отмеренного любимой, характерно для многих элегий А. С. Пушкина. Тема забвения, увядания любви, смерти возлюбленной звучит в стихотворениях «Увы, зачем она блистает», «Что в имени тебе моем…», «Прощание», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной…». В биографическом плане это, вероятно, связано с историей рано умершей возлюбленной поэта, имя которой до сих пор не установлено.
Возможно, здесь мы встречаем впечатление от драматической судьбы Амалии Ризнич, которая была его «потаенной любовью».
В стихотворении «Под небом голубым страны своей родной…» говорится о непонятном для лирического героя равнодушии, с которым он встретил известие о смерти бывшей возлюбленной:
Под небом голубым страны своей родной Она томилась, увядала…
Увяла, наконец, и, верно, надо мной Младая тень уже летала;
Но недоступная черта меж нами есть,
Напрасно чувство возбуждал я:
Из равнодушных уст я слышал смерти весть,
И равнодушно ей внимал я.
Герой испытывает чувство вины перед памятью любимой. Однако любовь с ее «безумством и мученьем» ушла безвозвратно. Прошлое вернуть невозможно.
В зрелой лирике у Пушкина присутствует мотив вновь ожившей любви, тема совершенной, идеальной красоты, мотив самоотречения в отношениях с любимой.
Настоящим шедевром любовной лирики поэта стала элегия «Я вас любил…». Чувство лирического героя благородно, исполнено самоотречения, самоотверженности. Но он сознательно побеждает свою страсть, потому что ему очень дорог покой любимой. И он искренне желает ей настоящего счастья:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Таким образом, любовь у А. С. Пушкина — это огромное благо, дарованное человеку Богом. У этого поэта нет неодолимых преград между людскими душами, счастье возможно, достижимо.
Исследователи отмечали, что пушкинская лирика понизила значение страсти на фоне романтического мироощущения. Страсть не доминирует в душевных движениях лирического героя А. С. Пушкина. В любовной лирике этого поэта нет той сосредоточенности надушевных переживаниях, которая была характерна, например, для М. Ю.
Лермонтова. Обрисовывая драматически напряженные чувства, поэт словно освобождался от них, и они не имели более власти над его душой. А оставались лишь свет, гармония и надежда.
Сочинение: Тема любви в лирике А. С. Пушкина