Сочинение: тема маленького человека в произведениях Гоголя
Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обратился к теме маленького человека Гоголь. В его произведениях усилился социальный мотив противопоставления маленького человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек — это тоже по преимуществу мелкий чиновник, чье сознание забито и унижено.
Своего Акакия Акакиевича Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой шинели. Поначалу
В развитии сюжета повести большое значение приобретает конфликт между Акакием Акакиевичем
Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на молодого чиновника: «он вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
Гуманистическая мысль Гоголя выразилась в этом эпизоде совершенно отчетливо. Вообще надо сказать, что Гоголь в трактовке темы маленького человека как бы оставляет на время свой дар смеха, показывая, что смеяться над человеком, пусть даже и самым ничтожным, — грешно и кощунственно, не смеяться надо, а увидеть в нем своего брата, пожалеть, проникнуться той незримой трагедией, которая является на поверхности сначала как повод для смеха, как анекдот. Такова же его трактовка маленького человека и в повести «Записки сумасшедшего». Начинается повесть с чрезвычайно забавных высказываний сошедшего с ума чиновника, возомнившего себя испанским королем, и это поначалу очень смешно и нелепо.
Но конец у повести совсем другой — трагический.
Тема маленького человека нашла отражение и в «Мертвых душах». Этой теме посвящен самый большой и значительный вставной сюжет — так называемая «Повесть о капитане Копейкине». Здесь мы встречаемся все с теми же мотивами Гоголя, с комичной поначалу фигурой капитана Копейкина, который, однако, поставлен в трагические обстоятельства не чем иным, как именно чиновным равнодушием. При этом осмысление чиновных отношений у Гоголя здесь идет глубже: он уже не показывает «превосходительство» тупым и бессердечным человеком, наоборот, он бы и хотел помочь Копейкину и сочувствует ему, но общий порядок вещей таков, что сделать тем не менее ничего нельзя. Все дело в том, что государственной бюрократической машине вообще нет дела до живого конкретного человека, она занята более масштабными делами.
Здесь с особой силой звучит любимая гоголевская мысль о том, что мертвая бюрократическая форма подавляет собой живую жизнь.
Примечательно, что Гоголь, в отличие от своих предшественников, пытается показать пробуждение самосознания маленького человека. Правда, пробуждение это еще робкое, происходит помимо сознательной воли героя и часто принимает фантастические, гротескные формы. В сумасшествии и мании величия оно выражается в «Записках сумасшедшего», в предсмертном бреду — у Акакия Акакиевича. Но ведь не случайно тому же Акакию Акакиевичу уже после смерти дана способность жить и мстить своим мучителям, срывая с них шинели; не случайно в разбойники уходит капитан Копейкин.
Все это показывает, что даже самого кроткого и безответного маленького человека можно довести до степени, когда в нем поднимается мужество отчаяния. Этот процесс пробуждения самосознания в маленьком человеке, захваченный Гоголем на самой первой, начальной стадии, очень важен для дальнейшего развития этой темы в русской литературе.
Сочинение: тема маленького человека в произведениях Гоголя