Сочинение: Темы лирики Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Темы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н. А. Некрасова. Сюда вошел весь опыт Некрасова, связанный с изучением жизни народа, все сведения о нем, накопленные «по словечку» в течение двадцати лет, и, конечно, основные мотивы лирики поэта. Характерны в целом для художественного мира Некрасова и присущие поэме фольклорные приемы и интонации.
Сравнивая сборник Некрасова 1856 года и поэму, мы замечаем общий сквозной мотив дороги. Этой темой начинается
Именно так же построены стихотворения «В дороге» и «Школьник».
Очень характерны для Некрасова образы Поэта и Гражданина. В сборнике 1856 года эта тема звучит в стихотворении «Поэт и гражданин», которое вспоминается при чтении главы поэмы «Пир — на весь мир». Соотнося
Можно заметить, что фигуры Поэта и Гражданина появляются в лирике Некрасова отдельно друг от друга, а иногда и противопоставляются друг другу. Только Гриша соединяет в себе качества и Поэта, и Гражданина, становясь, таким образом, своего рода идеальным героем Некрасова. Очевидна связь этого образа с Добролюбовым, Белинским и Чернышевским, то есть с основными прототипами Гражданина в некрасовской лирике. Что же касается Гриши-поэта, то это, по сути дела, сам Некрасов: «песни» Гриши исполнены в типично некрасовской манере и вполне могли бы издаваться отдельно от поэмы как самостоятельная лирика.
Среди социальных мотивов, близких Некрасову, — крепостное право, а впоследствии — пореформенная ситуация. После первого антикрепостнического стихотворения Некрасова «В дороге», где в рассказе ямщика улавливается глубокий социальный смысл, появляются и другие стихи, продолжающие то же направление. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Помещик Оболт-Оболдуев называет охоту «исконно русскою» потехой, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права.
Тема сочувствия угнетенным — одна из важнейших в творчестве Некрасова, но среди всего разнообразия подходов к ее раскрытию особое место занимает образ русской женщины-крестьянки. Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и рассказ о «тяжкой долюшке» крестьянки, и восхищение силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, и преклонение перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некрасова многие произведения посвящены именно женской теме: здесь описываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявляется женский характер. Можно вспомнить стихотворение «Тройка», представляющее собой как бы сжатую биографию героини, со всеми характерными жизненными вехами, отраженными и в сюжетной линии Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини третьей части поэмы.
Печальный рефрен: «Терпи, многокручинная! терпи, многострадальная! Нам правды не найти!» — заставляет вспомнить «Вчерашний день, часу в шестом…», где Муза впервые получает обличье страдалицы-крестьян — ки и при этом провозглашается «сестрой» народа. В этом стихотворении социальная незащищенность крестьянина на символическом уровне соотнесена с незащищенностью Поэта.
Символичны как сами фигуры матери и ребенка, так и связанные с ними драматические сюжетные перипетии. Трагическую коллизию — смерть единственного сына — мы встречаем также в стихотворении «Орина, мать солдатская», типологически сходную ситуацию — в поэме «Мороз, Красный нос». Преждевременная смерть близкого человека как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни.
Но сама по себе смерть не так страшна, как незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка.
В песне Гриши Добросклонова «В минуту унынья, о Родина-мать…» есть указание на то, что мать и дитя аллегорически представляют Россию и русский народ: о России говорится, что она пока еще «раба», но ждет «уже вольного сына». Эта образность заставляет вспомнить еще одно стихотворение Некрасова — «Песня Еремушке». Обратим внимание и на то, что второй сын Матрены жив и, может быть, будет счастливым.
Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэтому здесь практически отсутствует столь важный для Некрасова мотив Петербурга. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведении абсолютно не затрагивается. Город упоминается в главе «Губернаторша», когда Матрена Тимофеевна приходит в губернаторский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминают стихотворение «Размышление у парадного подъезда», где «мужики, деревенские русские люди», толпясь у главного входа казенного учреждения, просят «допустить» их.
Сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера. Глубокая привязанность и безграничная любовь к русскому народу определили направленность стихов Некрасова, сделали истинно народным поэтом. Перед смертью, кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ:
Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
Несмотря на пессимистическую тональность некрасовской лирики, в последних стихотворениях все же звучит надежда на возрождение России и вера в счастливое будущее народа:
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди:
Чтобы ветер родного селенья Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья Человеческой крови и слез.
Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» звучит оптимистически:
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!
Сочинение: Темы лирики Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»