Сочинение: Тихий Дон образ жизни народа

Ранние произведения М. Шолохова, являясь первым этапом творческого пути художника, помогают преодолеть представле­ние об эволюции писателя как некоем равномерном, прямоли­нейном, бесконфликтном процессе. Мы ясно видим, как много и в какой невероятно сжатый срок пришлось переосмыслить ав­тору, чтобы появилось произведение качественно иного фило­софского и художественного уровня, каким стала главная кни­га М. Шолохова — роман «Тихий Дон».

Творческая история романа. Известно, как сам Шолохов объяснял изменение замысла: первоначально

в романе под на­званием «Донщина» он намеревался показать казачество в ре­волюции. Начав с рассказа об участии казаков в походе Корни­лова на Петроград, автор понял, что «для читателя остается не­понятным — почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что это за Область Войска Дон­ского?» — «Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о бо­лее широком романе».

Но это авторское высказывание, как справедливо замечает А. Хватов в книге «На стрежне века», не дает полного объяснения сути изменения первоначального за­мысла. В конце концов можно было бы рассказать

о прошлом казачества, его особенностях и в рамках «Донщины» . Речь должна идти не просто о расширении замысла, совершенствовании его отдельных сто­рон, а о коренном пересмотре самого существа авторской кон­цепции, узость которой стала очевидна уже к концу 20-х годов. Не только об участии казачества в революции рассказывает те­перь Шолохов.

Революция, первая мировая, а затем и граждан­ская война предстают в «Тихом Доне» лишь конкретными исто­рическими эпизодами жизни народа, бытия человека на земле.

Эта особенность шолоховского произведения особенно от­четливо проявляется на фоне книг 20-х годов. К тому времени в литературе уже сложилась традиция изображения революции, были обозначены основные проблемы времени, типы характе­ров, способы изображения народа. В «Тихом Доне» — на ка­чественно ином художественном уровне — можно увидеть все эти основные мотивы прозы 20-х годов, и в этом смысле шоло­ховский роман как бы подводил итоги литературному развитию 20-х годов. Но обратим внимание на то, что произведения 20-х годов исследуют эпоху на примере конкретных эпизодов или изображения относительно узкого участка революции и граж­данской войны. В русле этой традиции Шолохов шел в «Донских рассказах».

В большинстве произведений человек изображался в боевых эпизодах, выступал как личность истори­ческая, а его житейскому окружению далеко не всегда уделя­лось достаточно внимания, к связям же с устоями традицион­ной народной жизни в большинстве случаев литература тех лет, захваченная пафосом коренного переустройства мира, относи­лась чаще всего недоверчиво.

Яркое подтверждение сказанному — зачины произведений: «Железный поток» открывается образом шумящей в минуту опасности толпы; «Чапаев» — проводами на фронт рабочего от­ряда; «Разгром» — приказом командира отряда Левинсона ор­динарцу Морозке.

Иначе звучит начало «Тихого Дона» «Мелеховский двор — на самом краю хутора…» Шолохов погружает читателя в глуби­ны народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем чтобы понять затем изменения, происходящие в бытии народа и человека. Таким образом, классовый конфликт перестает быть главным для автора. Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в «Донских расска­зах», а судьба традиционного уклада народной жизни на пере­ломе истории.

Так складывается особый жанр произведения — жанр эпопеи.




Сочинение: Тихий Дон образ жизни народа