Сочинение: Тихий Дон образ жизни народа
Ранние произведения М. Шолохова, являясь первым этапом творческого пути художника, помогают преодолеть представление об эволюции писателя как некоем равномерном, прямолинейном, бесконфликтном процессе. Мы ясно видим, как много и в какой невероятно сжатый срок пришлось переосмыслить автору, чтобы появилось произведение качественно иного философского и художественного уровня, каким стала главная книга М. Шолохова — роман «Тихий Дон».
Творческая история романа. Известно, как сам Шолохов объяснял изменение замысла: первоначально
Но это авторское высказывание, как справедливо замечает А. Хватов в книге «На стрежне века», не дает полного объяснения сути изменения первоначального замысла. В конце концов можно было бы рассказать
Революция, первая мировая, а затем и гражданская война предстают в «Тихом Доне» лишь конкретными историческими эпизодами жизни народа, бытия человека на земле.
Эта особенность шолоховского произведения особенно отчетливо проявляется на фоне книг 20-х годов. К тому времени в литературе уже сложилась традиция изображения революции, были обозначены основные проблемы времени, типы характеров, способы изображения народа. В «Тихом Доне» — на качественно ином художественном уровне — можно увидеть все эти основные мотивы прозы 20-х годов, и в этом смысле шолоховский роман как бы подводил итоги литературному развитию 20-х годов. Но обратим внимание на то, что произведения 20-х годов исследуют эпоху на примере конкретных эпизодов или изображения относительно узкого участка революции и гражданской войны. В русле этой традиции Шолохов шел в «Донских рассказах».
В большинстве произведений человек изображался в боевых эпизодах, выступал как личность историческая, а его житейскому окружению далеко не всегда уделялось достаточно внимания, к связям же с устоями традиционной народной жизни в большинстве случаев литература тех лет, захваченная пафосом коренного переустройства мира, относилась чаще всего недоверчиво.
Яркое подтверждение сказанному — зачины произведений: «Железный поток» открывается образом шумящей в минуту опасности толпы; «Чапаев» — проводами на фронт рабочего отряда; «Разгром» — приказом командира отряда Левинсона ординарцу Морозке.
Иначе звучит начало «Тихого Дона» «Мелеховский двор — на самом краю хутора…» Шолохов погружает читателя в глубины народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем чтобы понять затем изменения, происходящие в бытии народа и человека. Таким образом, классовый конфликт перестает быть главным для автора. Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в «Донских рассказах», а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории.
Так складывается особый жанр произведения — жанр эпопеи.
Сочинение: Тихий Дон образ жизни народа