Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — новаторское произведение. Она отличается оригинальностью конфликта, носящего социально-философский характер; многообразием персонажей, каждый из которых резко индивидуализирован и в то же время типичен; комизмом, основанным не на избитых водевильных ситуациях, а на характерах и поступках героев. Наконец, композиция комедии также является художественным открытием драматурга. В композиции и выявлении идейного смысла произведения важнейшую роль выполняет заключительная немая
Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди.
От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект». Какую же композиционную функцию выполняет немая сцена? Она замыкает действие в кольцо: сообщение, сделанное в первой реплике городничего: «…к нам едет ревизор»
Об этом можно только догадываться. Не исключено, что он окажется немногим лучше Хлестакова. Именно такую трактовку дал кинорежиссер Леонид Гайдай в экранизации «Ревизора», получившей название «Инкогнито из Петербурга».
Там при известии о настоящем ревизоре чиновники переглядываются между собой и роются в бумажниках в поисках новых купюр для взяток. Истинный трагизм немой сцены, распространяемый на общую идею произведения, раскрывается в пояснениях автора, сделанных им в драматическом этюде «Развязка «Ревизора»: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот — наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя.
Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по именному высшему повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад. Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос. Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой, да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей!
В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, настоящего ревизора, не подложного!» Таким образом, немая сцена возводится писателем в прообраз Страшного Суда, ожидающего каждого человека в конце его жизни — суда строгого и неподкупного. Одним из любимых живописных полотен Гоголя была картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На ней изображены искаженные предсмертным страданием лица гибнущих людей. И хотя живопись искусство молчаливое — зритель как будто слышит их вопль ужаса. Таким же немым криком можно считать и финальную сцену «Ревизора».
Николай Васильевич Гоголь был не только выдающимся сатириком, но и христианским моралистом. В финальной немой сцене заключительное обобщение писатель выводит за рамки изображенных им событий и делает символом неизбежной расплаты за земные грехи перед тем, кто будет судить все наши поступки по окончании нашего земного пути. Призыв к раскаянию и улучшению нравов — вот нравственный пафос комедии, который придает гениальному произведению Гоголя вневременной и отнюдь не комедийный смысл.
Сочинение: В чем смысл немой сцены в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?