Сочинение: Женские образы в «Отцы и дети»
Несколько иначе выглядят женские образы в романе «Отцы и дети». Здесь Тургенев подходит к своим героиням несколько более критично и реалистично. Правда, поэтические и нежные женские образы по-прежнему присутствуют на страницах романа — это прежде всего Фенечка и Катя Одинцова.
Но они — на периферии повествования. На первом же плане, конечно, Одинцова. Она непохожа на героинь предшествующих тургеневских романов прежде всего своей опытностью. Одинцова лишена ореола чистоты и невинности, это взрослая, страстная женщина.
Но
Кроме того, Одинцова просто испугалась Базарова, его безудержной, почти звериной силы, необузданности его натуры. И здесь симпатии автора и читателя явно не на стороне Одинцовой.
Но, разумеется, и мужчины в романе испытываются прежде всего любовной ситуацией, в которой полнее всего проявляется их характер. Для Николая Петровича характерна любовь нежная, тонкая, с налетом идилличности. В любви он полностью проявляет свою нежную, деликатную душу и этим завоевывает симпатии читателей. Любовь Павла Петровича — всепоглощающая страсть, которая оказывается бесплодной, но тем не менее заслуживающей уважения.
Любовь Аркадия похожа на любовь его отца, и в ней Аркадий предстает тоже очень симпатичным человеком, освободившимся от внешнего налета нигилистического цинизма. Особо следует сказать о любви Базарова. В ней проходит проверку как его жизненная философия, так и его натура. С одной стороны, Базаров в этой ситуации терпит поражение. Вернее, оказываются полностью дискредитированными его взгляды.
Ведь первоначально Базаров подходит к любви чисто прагматически, утилитарно, даже физиологически: «Нравится тебе женщина — старайся, добиться толку…» Возвышенную любовь, родство душ, непреодолимую страсть и т. п. он считает «романтизмом» и «вздором» и полагает, что такая любовь — искусственное изобретение людей праздных и развращенных. Но оказывается, что такая любовь — не фикция. Она неожиданно настигает Базарова, которому сначала не было никакого дела до душевных качеств Одинцовой, а нравилось лишь ее роскошное тело. Базаров «с отвращением ощущал романтика в самом себе», и жизнь его оказалась изломана этой любовью, этим «вздором», точно так же, как жизнь Павла Петровича, над которым Базаров самоуверенно насмехался. С этой точки зрения Базаров терпит в романе чувствительное поражение.
Но с точки зрения глубинных основ натуры его поведение вызывает безусловное уважение. Несчастная любовь выявляет в Базарове духовное мужество, самодисциплину, самолюбие, силу характера. Он не раскис и не распустился, продолжая через силу работать и всеми силами не позволяя превратить свою жизнь в трагедию.
Двойственность, с которой Базаров проявляет себя в любви, отражает двойственность авторской оценки этого характера.
И еще на одном женском образе тургеневского романа следует остановиться. Это — Кукшина, один из первых образов «нигилистки», «эмансипированной женщины». К этому типу Тургенев относится беспощадно сатирически. Кукшина неумна, пошла, манерна, усвоила лишь поверхностную сторону вопроса о женской эмансипации, утратила собственно женственность, ничего не приобретя взамен. Под пером Тургенева тип «нигилистки» вызывает уничтожающий смех.
Отметим, что этим образом Тургенев начал целую традицию: в таком же ключе будут изображать «эмансипированную женщину» Лесков, Гончаров, Достоевский и другие.
Сочинение: Женские образы в «Отцы и дети»