Сочинение: Женские образы в «Отцы и дети»

Несколько иначе выглядят женские образы в романе «Отцы и дети». Здесь Тургенев подходит к своим героиням несколько более критично и реалистично. Правда, поэтические и нежные женские образы по-прежнему присутствуют на страницах ро­мана — это прежде всего Фенечка и Катя Одинцова.

Но они — на периферии повествования. На первом же плане, конечно, Одинцова. Она непохожа на героинь предшествующих турге­невских романов прежде всего своей опытностью. Одинцова лишена ореола чистоты и невинности, это взрослая, страстная женщина.

Но

в то же время она еще и очень умная женщина, которая прекрасно разбирается в людях и в самой себе. В ней нет той самоотверженности, что подкупала нас в образах Елены Стаховой или Лизы Калитиной, она, даже полюбив, остается достаточно рассудочной и спрашивает себя, куда это может за­вести. Главное для Одинцовой все-таки ее личная свобода и спокойствие, поэтому и на страстный порыв Базарова она, при всей своей симпатии к нему, отвечает отказом.

Кроме того, Одинцова просто испугалась Базарова, его безудержной, почти звериной силы, необузданности его натуры. И здесь симпатии автора и читателя явно не на стороне Одинцовой.

Впервые лю­бовь как проверочная ситуация использована Тургеневым не только в отношения мужчин, но и в отношении женщины, и Одинцова это испытание любовью не выдержала.

Но, разумеется, и мужчины в романе испытываются прежде всего любовной ситуацией, в которой полнее всего проявляется их характер. Для Николая Петровича характерна любовь неж­ная, тонкая, с налетом идилличности. В любви он полностью проявляет свою нежную, деликатную душу и этим завоевывает симпатии читателей. Любовь Павла Петровича — всепоглоща­ющая страсть, которая оказывается бесплодной, но тем не ме­нее заслуживающей уважения.

Любовь Аркадия похожа на любовь его отца, и в ней Аркадий предстает тоже очень симпа­тичным человеком, освободившимся от внешнего налета ниги­листического цинизма. Особо следует сказать о любви Базаро­ва. В ней проходит проверку как его жизненная философия, так и его натура. С одной стороны, Базаров в этой ситуации терпит поражение. Вернее, оказываются полностью дискредитирован­ными его взгляды.

Ведь первоначально Базаров подходит к любви чисто прагматически, утилитарно, даже физиологически: «Нравится тебе женщина — старайся, добиться толку…» Воз­вышенную любовь, родство душ, непреодолимую страсть и т. п. он считает «романтизмом» и «вздором» и полагает, что такая любовь — искусственное изобретение людей праздных и раз­вращенных. Но оказывается, что такая любовь — не фикция. Она неожиданно настигает Базарова, которому сначала не было никакого дела до душевных качеств Одинцовой, а нравилось лишь ее роскошное тело. Базаров «с отвращением ощущал ро­мантика в самом себе», и жизнь его оказалась изломана этой любовью, этим «вздором», точно так же, как жизнь Павла Пет­ровича, над которым Базаров самоуверенно насмехался. С этой точки зрения Базаров терпит в романе чувствительное пораже­ние.

Но с точки зрения глубинных основ натуры его поведение вызывает безусловное уважение. Несчастная любовь выявляет в Базарове духовное мужество, самодисциплину, самолюбие, си­лу характера. Он не раскис и не распустился, продолжая через силу работать и всеми силами не позволяя превратить свою жизнь в трагедию.

Двойственность, с которой Базаров проявля­ет себя в любви, отражает двойственность авторской оценки этого характера.

И еще на одном женском образе тургеневского романа следует остановиться. Это — Кукшина, один из первых обра­зов «нигилистки», «эмансипированной женщины». К этому типу Тургенев относится беспощадно сатирически. Кукшина неумна, пошла, манерна, усвоила лишь поверхностную сторо­ну вопроса о женской эмансипации, утратила собственно жен­ственность, ничего не приобретя взамен. Под пером Тургенева тип «нигилистки» вызывает уничтожающий смех.

Отметим, что этим образом Тургенев начал целую традицию: в таком же ключе будут изображать «эмансипированную женщину» Лес­ков, Гончаров, Достоевский и другие.




Сочинение: Женские образы в «Отцы и дети»