Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» был на­писан в 1902 году. Это время характеризовалось назреванием революционных потрясений в стране, грозивших самим усто­ям самодержавного строя. На первый взгляд, проблематика рассказа, повествующего о событиях далекого прошлого, ни­как не связана с текущим моментом.

Но это поверхностная оценка.

Произведение состоит из двух контрастных частей. Первую часть занимает сцена бала у губернского предводителя. Ее опи­сание выдержано в приподнятом, восторженном тоне.

Это объясняется

настроением главного героя Ивана Васильевича, в ту пору студента провинциального университета. Тогда он был молод, богат и влюблен. Его настроением проникнуты и харак­теристики присутствующих на балу — от хозяев до гостей. По отношению к обоим хозяевам употреблен эпитет «добродуш­ный»; все окружающее кажется молодому человеку превосход­ным: бал — «чудесный»; «зала прекрасная»; «музыканты — знаме­нитые»; «буфет великолепный»… Ну и, разумеется, лучше всех — любимая девушка Варенька: «Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины и женщины, несмотря на то,
что она затмила их всех.

Нельзя было не любоваться».

Чувства к девушке естественным образом переносятся и на ее отца — полковника по имени Петр Владиславич.

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.

Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбар­дами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато укра­шенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами».

А когда рассказчик наблюдает за тем, как Варенька танцу­ет со своим отцом мазурку, то испытывает умиление:

«Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипка­ми, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает мод­ных сапог, а носит домодельные», — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня…»

Когда танец заканчивается, отец Вареньки подводит ее к Ивану Васильевичу и говорит с ним, «ласково улыбаясь».

Вся сцена бала написана в мажорных тонах. Мы вслед за рассказчиком присутствуем на праздничном торжестве, где все люди добры и привлекательны, а отношения между ними про­сты и добросердечны. И читатель готов в этот момент проник­нуться чувствами Ивана Васильевича, который вспоминает: «Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюс­том, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова.

К отцу же ее, с его домашними са­погами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

В этот момент Иван Васильевич, который на бале видит жизнь повернутой к нему своей парадной стороной, совершен­но не задумывается над тем, что у нее есть и изнанка. Эта из­нанка парадной жизни предстает перед ним на следующее утро, когда он становится невольным свидетелем сцены жесто­кой экзекуции. А руководит расправой над несчастным солда­том не кто иной как отец Вареньки.

Совсем недавно он ласково улыбался кавалеру своей дочери, но теперь сделал вид, что даже не узнал его. И этот случай стал причиной нравственно­го перелома в сознании молодого человека. По его словам, «вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».

В проблематике рассказа сцена бала подчеркивает зыбкость привилегированного положения правящих классов, основанно­го на угнетении и насилии по отношению к социальным низам.




Сочинения: Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»