Социалистическое и буржуазно-демократическое антивоенное движение в политике и литературе
Новый динамизм литературной жизни не был неожиданным. Он стал своеобразным проявлением мощных сдвигов, происходивших в мировом историческом процессе и сопровождавшихся настолько далеко идущими последствиями, что их трудно было предугадать в начале нового века. Каменщик Йон, ужаснувшись, воскликнул, что все здание «может в любой момент рухнуть», и в этих словах его выразились не только предчувствия, связанные с завтрашним днем, но и ощущение современности.
События, происходившие в России, возвестили о назревании огромных исторических
Некоторое время спустя ряд зловещих событий в западноевропейских странах показал, что «мирная фаза» империалистической экспансии подошла к концу.
В 1911 году столкновение интересов империалистических держав произошло в Северной Африке и едва не привело к войне между Францией и Германией. Затем последовал балканский кризис, который также
Европа походила на пороховую бочку. Для взрыва достаточно было искры. Ею стало покушение на австрийского эрцгерцога в Сараево в июле 1914 года.
Шесть недель спустя началась первая мировая война, обусловленная самой природой империализма и стоившая человечеству десять миллионов жизней.
Лидеры европейских рабочих партий, объединившихся во II Интернационале, заявляли о том, что они воспрепятствуют развязыванию войны.
Международные съезды социалистов, которые состоялись в 1907, 1910 и 1912 годах, призывали пролетариат использовать все средства, чтобы не допустить войны, а если она все же будет развязана, то ответить на нее уничтожением капитализма как общественной системы. Еще в июле 1914 года во многих немецких городах прошли демонстрации сознательных рабочих против военной угрозы. Однако в августе 1914 года депутаты социал-демократических партий всех воюющих стран выступили в поддержку «своих» правительств.
Европейский пролетариат был предан руководителями социал-демократических партий.
Однако лжепатриотическая фразеология не смогла затушевать жестокую правду массового истребления людей, поэтому антивоенное движение приобретало все более широкий размах. Уже в ноябре 1914 года В. И. Ленин писал: «…во всех передовых странах война ставит на очередь лозунг социалистической революции, который становится тем насущнее, чем больше ложатся тяжести воины на плечи пролетариата…»
Основание союза «Новое отечество», имевшего целью, подобно пацифистским обществам Германии и Австрии, распространение идей мира.
К. Либкнехт голосует 2 декабря в рейхстаге против военных кредитов.
Г. Гессе. Статья «Друзья, оставим этот тон!».
Р. Роллан. Статья «Над схваткой».
Г. Ф. Николаи, Ф. В. Ферстер, А. Эйнштейн. Антивоенный манифест «Призыв к европейцам». Р. Шикеле. «Вайсе блеттер» . Журнал противников войны из буржуазно-демократического лагеря, где было опубликовано эссе Г. Манна «Золя».
Левое крыло социал-демократической партии основывает группу «Интернационал». Р. Люксембург издает под псевдонимом «Юниус» брошюру «Кризис социал-демократии». К. Либкнехт пишет листовку «Враг в собственной стране». Циммервальдское движение объединяет противников войны под руководством большевиков.
Основание «Группы Спартака». Листовки
«Письма Спартака» .
II Циммервальдская конференция в Кинта-ле.
Первомайские демонстрации во многих немецких городах с требованием заключения мира. К. Либкнехт приговаривается за
Р. Шикеле. Драма «Ганс в комариной дыре».
В. Херцфельде. Антивоенные стихи «Новая молодежь» .
Восстание рабочих в Турине. Выход Независимой социал-демократической партии из Социал-демократической партии Германии.
Апрельские забастовки в Германии.
Восстание матросов в Киле.
А. Барбюс и П. Вайян-Кутюрье основывают
Мятежи во французской армии.
Великая Октябрьская социалистическая революция.
Декрет В. И. Ленина о мире.
Январская забастовка австрийских рабочих перекидывается на флот в Каттаро. Забастовка рабочих военной промышленности в Германии.
Имперская конференция «Союза Спартака» провозглашает программу народной революции. Ноябрьская революция.
B. Газенклевер. Драма «Антиго На»; стихотворение «Убийцы Слушают оперу». Ф. Вольф. Драма «Магомет». Э. Толлер.
Драма «ПревращеНие».
Р. Геринг. Драма «Морское сражение».
C. Цвейг. Драма «Иеремия» А. Лацко. Новеллы «Люди на Войне».
Б. Брехт. Стихотворение «Легенда о мертвом солдате» . Во время войны были написаны Э. Хернле. Стихи «На войне и в тюрьме» . Ф. Рюк. Стихи «Цветы в темнице» .
В. Меллер. Стихи «Война и борьба» .
Р. Леонгард. Стихи «Хаос» .
К. Краус. Драма «Последние дни человечества» . В. Ламсцус. Роман «Сумасшедший дом» . Ф. фон Унру. Новелла «Жертвенный путь» .
Германия также стояла на пороге новой эры. Вильгельм II бежал в Голландию. Была провозглашена «Свободная немецкая республика». «Союз Спартака» и молодая коммунистическая партия видели свою цель в замене буржуазного парламентаризма Советами депутатов трудящихся и в свершении социалистической революции. Однако во имя «спокойствия и порядка» социал-демократия объединилась с потерпевшей крах военщиной.
Январские бои в Берлине, провозглашение Советской республики в Баварии, подавление капповского путча, революционные выступления в центральной Германии в 1921 году и восстание гамбургского пролетариата в 1923 — таковы наиболее знаменательные события первой решительной битвы труда и капитала на немецкой земле. Послевоенный период революционного подъема завершился — и не только в Германии — стабилизацией капитализма. Лишь Советской России удалось выстоять в героической борьбе с внутренними и внешними врагами революции.
Эти исторические события нашли свое отражение в пестром многообразии литературных течений, быстро сменявших друг друга. Их содержание и значимость в известной мере определялись теми позициями, исходя из которых немецкие и австрийские писатели воспринимали наступление новой эры. Особенность этого периода заключалась в том, что в предвоенные годы почти не существовало социалистической или тесно связанной с рабочим движением литературы. Поэтому потрясения, которые вызвал в духовной жизни всех европейских стран общий кризис капитализма, отразились преимущественно в творчестве буржуазных деятелей культуры. Среди них же писатели, подходившие к проблемам общества и культуры с демократических позиций, составляли меньшинство.
Уход из политической сферы общественной жизни стал наиболее распространенной формой отношения буржуазных писателей к германскому империализму. Вступая в эпоху всемирно-исторических перемен, в эпоху революций, они оказались неготовыми к ней ни в политическом, ни в мировоззренческом плане.
Бурное время не создавало подходящих условий для спокойного созревания реалистического творческого метода. Молодому поколению буржуазных писателей исторический перелом также открывался спонтанно, он скорее интуитивно угадывался, чем осознавался ими. Количество литературных произведений того периода, сохранивших свою значимость до наших дней, действительно невелико.
Но ведь немецкая литература 20-х годов и есть литература эпохи исторического перелома. Период «позднебуржуазного искусства» сменился периодом, требовавшим от художника глубоких переосмыслений, внутренних перемен, выбора политической позиции. Из поисков иных путей рождалось революционное искусство, из протеста совести против бесчеловечной империалистической войны черпала новые силы социалистическая литература.
В умах многих писателей складывались мировоззренческие предпосылки, без которых были бы немыслимы последующие творческие достижения. Новые художественные формы и идеи, которые внесли решающий вклад в развитие демократической и социалистической литературы, были рождены, в частности, поисками «авангардистов».
Социалистическое и буржуазно-демократическое антивоенное движение в политике и литературе