Социально-экономическое развитие в эпоху правления Николая I
6.2.3. Социально-экономическое развитие
Развитие экономики в эпоху правления Николая I отличалось противоречивостью. С одной стороны, в это время начинается промышленный переворот, расширяется использование машинного труда, в первую очередь в текстильной промышленности. Строятся первые железные дороги: в 1837 г. — между Петербургом и Царским Селом, в 1851 г. — между Петербургом и Москвой.
Вокруг новых заводов и фабрик вырастали новые города. Правительство поддерживало отечественную промышленность с помощью политики протекционизма, устанавливая высокие таможенные пошлины на импортируемые товары.
Однако промышленный переворот сдерживался крепостным правом, которое не позволяло обеспечить промышленность достаточным количеством рабочих рук. В сельском хозяйстве эффективность подневольного труда крестьян снижалась. Большинство помещиков пыталось найти выход не с помощью более рационального ведения хозяйства и применения новой техники, а путем усиления эксплуатации крестьян. Это приводило к обнищанию крестьянского хозяйства и увеличению числа крестьянских восстаний.
Наиболее дальновидные помещики приходили к мысли о необходимости перехода к вольнонаемному труду.
Со времен Отечественной войны 1812 г. одной из существенных экономических проблем России оставалась инфляция. Наличие в обращении большого количества денежных знаков и их разный обменный курс в различных регионах страны расширяли возможности для спекуляций. С целью упорядочения финансовой системы в 1839-1843 гг. была проведена денежная реформа под руководством министра финансов Е. Ф. Канкрина, в ходе которой осуществлен обмен старых денег на новые, обеспеченные серебром.
Социально-экономическое развитие в эпоху правления Николая I