Социально философская линия реализма Франс Ибсен

Франс. Анатоль Франс — великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей критического реализма рубежа веков. Франс родился в семье букиниста. В 1860-е годы, занимаясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам. Под влиянием парнасцев Франс писал стихи, затем увлекся учением И. Тэна, натурализмом повесть «Тощий кот», 1879, и др.).

Имя Франса становится известным в 1880-х годах. В эпоху переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, призывает сохранить великое культурное наследие

прошлого. Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа. Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жанра, избранного им. 1896 г.- год признания Франса. Он избран членом Французской Академии. И именно в эти годы писатель проявляет особую политическую активность.

Он включается в дело Дрейфуса. 7 февраля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда. А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказывается от своего ордена

в знак протеста. В эти годы писатель создает тетралогию «Современная история» . Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии ученый-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов.

Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании. В 1901 г. был опубликован рассказ «Кренкебиль» — один из лучших французских реалистических рассказов. Для него характерны глубина социального анализа, критическое звучание, отчетливость авторской позиции. В романе «На белом камне» Франс утверждает мысль о том, что социализм — это будущее человечества.

Франс неоднократно выступал в поддержку первой русской революции, основал Общество друзей русского народа и присоединенных к России народов и после ее поражения испытал кризис мировоззрения. В гротескно-пародийном филocoфcкoм романе «Остров пингвинов» изложена концепция круговорота истории. Главная мысль произведения — отсутствие подлинного прогресса. Однако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные черты. Это же касается романа о Великой французской революции «Боги жаждут» и сатирического романа «Восстание ангелов» . В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращается к правительству с просьбой призвать его в действующую армию, пишет националистические статьи. Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции.

В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия. Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность. Ибсен.

Хенрик Ибсен — норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель «новой драмы» . Его первые произведения носили романтический характер. Переходными к реалистической драме идей стали драматические философские поэмы «Бранд» и «Пер Гюнт» . В образах Бранда как воплощения абсолютной воли и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по принципу появляющихся в поэме фантастических троллей: «Быть самим собой довольным» явлены две противоположные точки зрения на предназначение человека. Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и половинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность — его гибель отложена до следующего прихода Пуговичника.

Изменчивость характера и открытый финал — важнейшие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в «Пере Гюнте». Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, — такова мысль Ибсена. Крупнейшее достижение Ибсена — драма «Кукольный дом» . Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии. Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле, когда-то совершила проступок — подделала подпись на векселе, спасая жизнь тяжело больного мужа и проявив тем самым свою самостоятельность, «некукольность». Выяснение этой тайны составляет стержень драмы.

В ней сталкиваются официальные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разрешения конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на «чудо из чудес» — возвращение Норы. Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: «Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события. . Стремление все современные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечности превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, сказанных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить» В последующих драмах Ибсен развивает различные аспекты драмы идей.

В поздних драмах он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе. Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с символизмом. Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писателей Бьернстьерне Бьернсона, Кнута Гамсуна, шведского писателя Августа Стриндберга литература скандинавских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литературном процессе.




Социально философская линия реализма Франс Ибсен