Социально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях Булгакова
Социально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях М. А. Булгакова 1920-х годов.
Наиболее значительные произведения Булгакова всегда многослойны, имеют несколько уровней восприятия, побуждают читателя к активной мыслительной работе. Так и в случае с повестью «Роковые яйца». При внимательном чтении можно обнаружить символический смысл многих сцен, образов, картин, содержания в целом.
Красный луч, открытый Персиковым луч жизни, символизирует у Булгакова социалистическую революцию в России, навсегда отождествленную
С этой точки зрения интересен образ профессора Персикова — своеобразная пародия на Предсовнаркома В. И. Ленина. Булгакова тревожит судьба ленинского эксперимента, начатого в октябре 1917 года, волнует то, что стихийная энергия масс, разбуженная большевиками, будет обращена во зло и станет
Идеи писателя, намеченные в «Роковых яйцах», художественные принципы изображения жизни были раз виты в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский тоже субъективно честен, трудолюбив, морально чист, искренне мечтает об улучшении человеческой натуры. Но его вмешательство в природу, слепой эксперимент оборачивается созданием социального монстра Шарикова. Детище профессора ужаснуло собственного творца.
Немаловажно и влияние на Шарикова председателя домкома Швондера, ставшего для него своего рода духовным наставником. Герой Булгакова считает собственное благополучие целью и главным завоеванием революции. Благополучие же видит в том, чтобы, ни за что не отвечая, ничего серьезно не делая, пользоваться всеми материальными благами общества.
Основание для этого одно — пролетарское происхождение. Средства, при помощи которых он добивается своего, — социальная демагогия, моральная спекуляция, ложь, агрессия. Шариков угрожает не только Преображенскому, он опасен для культуры в целом.
Это не очеловеченный зверь, а озверевший человек.
Сатирико-разоблачительное изображение шариковщины не единственная удача автора. Не менее важно и социально-философское обобщение, связанное с образом профессора Преображенского. За его фигурой, помыслами, ошибками, горьким прозрением и расплатой ощущаются размышления писателя о судьбах русской интеллигенции.
Она с энтузиазмом готовила и в значительной части встретила явление «нового мира» и «нового человека» и вскоре стала одной из первых его жертв.
Своеобразна творческая манера Булгакова, обретаемая уже в сатирико-философских повестях и развитая в романе «Мастер и Маргарита». Е. И. Замятин определил ее так: «Фантастика, корнями врастающая в быт».
Социально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях Булгакова