Социально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях Булгакова

Социально-философские и фантастико-сатириче­ские начала в повестях М. А. Булгакова 1920-х годов.

Наиболее значительные произведения Булгакова всегда многослойны, имеют несколько уровней воспри­ятия, побуждают читателя к активной мыслительной работе. Так и в случае с повестью «Роковые яйца». При внимательном чтении можно обнаружить символиче­ский смысл многих сцен, образов, картин, содержания в целом.

Красный луч, открытый Персиковым луч жизни, символизирует у Булгакова социалистическую револю­цию в России, навсегда отождествленную

в истории с красным цветом, с противостоянием красных и белых в недавно завершившейся войне. Красный луч олице­творяет разбуженную революцией энергию народа. Но катастрофа, которая происходит из-за небрежного об­ращения с лучами жизни, предупреждает о возможной трагической судьбе социалистического эксперимента в России.

С этой точки зрения интересен образ профессора Персикова — своеобразная пародия на Предсовнаркома В. И. Ленина. Булгакова тревожит судьба ленинского эксперимента, начатого в октябре 1917 года, волнует то, что стихийная энергия масс, разбуженная большевиками, будет обращена во зло и станет

причиной грандиозной общественной катастрофы. Булгаков ский прогноз и опасения во многом оправдались.

Идеи писателя, намеченные в «Роковых яйцах», художественные принципы изображения жизни были раз виты в повести «Собачье сердце». Профессор Преображенский тоже субъективно честен, трудолюбив, морально чист, искренне мечтает об улучшении человеческой натуры. Но его вмешательство в природу, слепой эксперимент оборачивается созданием социального монстра Шарикова. Детище профессора ужаснуло собственного творца.

Немаловажно и влияние на Шарикова председателя домкома Швондера, ставшего для него своего рода духовным наставником. Герой Булгакова считает соб­ственное благополучие целью и главным завоеванием ре­волюции. Благополучие же видит в том, чтобы, ни за что не отвечая, ничего серьезно не делая, пользоваться все­ми материальными благами общества.

Основание для этого одно — пролетарское происхождение. Средства, при помощи которых он добивается своего, — социаль­ная демагогия, моральная спекуляция, ложь, агрессия. Шариков угрожает не только Преображенскому, он опа­сен для культуры в целом.

Это не очеловеченный зверь, а озверевший человек.

Сатирико-разоблачительное изображение шариковщины не единственная удача автора. Не менее важно и социально-философское обобщение, связанное с обра­зом профессора Преображенского. За его фигурой, по­мыслами, ошибками, горьким прозрением и расплатой ощущаются размышления писателя о судьбах русской интеллигенции.

Она с энтузиазмом готовила и в значи­тельной части встретила явление «нового мира» и «ново­го человека» и вскоре стала одной из первых его жертв.

Своеобразна творческая манера Булгакова, обретае­мая уже в сатирико-философских повестях и развитая в романе «Мастер и Маргарита». Е. И. Замятин опреде­лил ее так: «Фантастика, корнями врастающая в быт».




Социально-философские и фантастико-сатирические начала в повестях Булгакова