Согласны ли вы с высказыванием современника Н. А. Некрасова А. А. Лебедева, что автор поэма «Кому на Руси жить хорошо?» старается представить «мрачную и грустную сторону русского человека с его горем»?

1. Основная идея и смысл произведения. 2. А. А. Лебедев о поэме. 3. Негатив и позитив в изображении крестьянской жизни. 4. Переосмысление мнения критика. Для Н. А. Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является программным, ключевым в творчестве произведением.

Это итог более чем тридцати лет напряженной литературной работы. В произведении переплелись как ранние работы мастера, так и новые, свежие идеи и формы. Здесь читатель сталкивается с иным, иногда неожиданным для самого автора переосмыслением целого ряда серьезных для каждого

человека вопросов: что такое счастье? кто может считать себя счастливым? почему счастье русского народа так убого, и кто виновен в этом?

Некрасову удалось не только создать революционную для литературы того времени социально-философской поэму. Автор показал в рамках своего произведения Россию прошлого, будущего и настоящего. Начав свою работу сразу же после реформы 1861 года, поэт хотел изобразить освобождающийся, возрождающийся народ. Однако вскоре первоначальный замысел был сильно расширен. Поиски счастья и понятие таких философских терминов, как свобода, воля, неволя, горе и антоним горя — счастье человека,

увели создателя в прошлое России и заставили заглянуть его в будущее.

Однако картины, изображенные Некрасовым, нельзя назвать радостными или светлыми. Один из критиков и современников поэта, А. А. Лебедев, так отзывается о его произведении в письме, адресованном Санкт-Петербургскому цензурному комитету: «В означенной поэме, подобно прочим своим произведениям, Некрасов остался верен своему направлению; в ней он старается представить мрачную и грустную сторону русского человека с его горем и материальными недостатками… В общем своем содержании и направлении означенная первая глава этой поэмы не заключает в себе ничего противного цензурным постановлениям, так как собственно сельское духовенство представляется униженным вследствие необразованности мужика, бедным вследствие окружающей его среды, которая сама ничего не имеет, так что в этой поэме выливается только гражданская скорбь на беспомощность сельского населения и его духовенства…». С одной стороны, утверждение бесспорно.

Некрасов действительно изображает не самые светлые картины из жизни России и русского народа. Горе и беда крестьянская везде, например в неурожае: Сбылось: пришла бесхлебица! Брат брату не уламывал Куска! Был страшный год…

В плохом качестве хлеба: — А счастье наше — в хлебушке: Я дома в Белоруссии С мякиною, с кострикою Ячменный хлеб жевал; Бывало, вопишь голосом, Как роженица корчишься, Как схватит животы. И больше всего печальных картин рисует древнейшая крестьянская привычка — запивать горе водкой. Пьянство мужичков, разгульное, с драками и криками, пожалуй, самое отталкивающее, но постоянно повторяющееся в поэме зрелище:

Дорога многолюдная

Что позже — безобразнее:

Все чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

Без ругани, как водится, Словечко не промолвится, Шальная, непотребная, Слышней всего она! У кабаков смятение, Подводы перепугались, Испуганные лошади Без седоков бегут; Тут плачут дети малые. Тоскуют жены, матери: Легко ли из питейного Дозваться мужиков?..

Действительно, описанное выше мало напоминает сельскую идиллию в радостных тонах. Однако, если читатель помнит основной авторский замысел, не эти картины являются основными в рамках произведения. Кроме того, есть и светлые, по-своему радостные картины — эпизоды, описывающие отношения между крестьянами, их чувства к тяжелой, но любимой работе, простые мужицкие радости. Большое количество веселых сцен находится в главе, посвященной одному из народных героев — «счастливцу» Ермиле Гирину. Ермил «не князь, не граф сиятельный, а просто он — мужик…».

Но при этом он имеет большее влияние на народ, чем многие влиятельные особы. Вызвано такое доверие не физической силой или большой властью, а исключительно уважением народа и моральной чистотой самого героя. Так, оказавшись тяжелой ситуации Ермил хотел выкупить мельницу, да не хватило денег, герой обратился к народу: И чудо сотворилося — На всей базарной площади У каждого крестьянина, Как ветром, полу левую Заворотило вдруг! Это первый в тексте поэмы случай, когда народ оказывает неправде и несправедливости отпор: Хитры, сильны подьячие, А мир их посильней, Богат купец Алтынников, А все не устоять ему Против мирской казны…

Острое чувство христианской совестливости не позволяет Ермилу обмануть доверившийся ему народ. Потому сразу же после выигрышного торга Ермил идет раздавать долги перед народом: Рубль лишний, чей — Бог ведает! Остался у него. Весь день с мошной раскрытою Ходил Ермил, допытывал, Чей рубль? да не нашел. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является противоречивым, неоднозначным произведением со своими сложностями и закономерностями.

Нельзя отрицать правоту утверждения, что в поэме есть изображение грустной и даже мрачной стороны крестьянской жизни. Однако утверждать, что все произведение написано ради демонстрации только этих сторон, нельзя. Авторские мысли иногда принимают сложную, прихотливую форму.

Однако главную идею и основную мысль проницательный читатель сможет понять всегда. Некрасов в своем произведении ставил перед собой множество вопросов, одним из которых являлась проблема человеческого счастья. Сложная и многогранная жизнь рабочего народа со своими праздниками и тяжелыми рабочими днями не может быть изображена только в светлых или, напротив, мрачных тонах. Для истинного ответа на вопрос необходимо рассматривать все под разными углами зрения.

Поэтому нельзя согласиться с мнением А. А. Лебедева: автор не пытается как-то особенно сильно выделить негативную сторону жизни крестьян. Рассмотрев и светлое, и темное, он пытается оценить действительность и дать советы, которые помогли бы исправить многое к лучшему.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Согласны ли вы с высказыванием современника Н. А. Некрасова А. А. Лебедева, что автор поэма «Кому на Руси жить хорошо?» старается представить «мрачную и грустную сторону русского человека с его горем»?