Сон Татьяны

Сочинения по литературе: Сон татьяны

Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа важный смысл. Он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы.

О, ней знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Эти строки из баллады Жуковского «Светлана» взяты Пушкиным в качестве эпиграфа к пятой главе. Главное место в ней занимает сон Татьяны — вещий сон, который сбудется.

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной

мглой окружена…

Сон и явь — все переплелось в сознании девушки. Природа во сне Татьяны живая, земная: бегущий ручей, мостик, сделанный из жердочек…

А насколько реально дана картина леса:

… недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных…

Татьяне страшно:

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой…

И в этом реальном лесу с Татьяной происходят удивительные приключения. Ей встречается медведь. Почему

именно он? Вспомните, а ведь одним из главных героев русских народных сказок является именно медведь. Да, Татьяна напугана, но почему-то вдруг опирается на «лапу с острыми когтями».

Вообще сон Татьяны нужно читать с «Сонником». Ведь здесь за каждым образом — символ. Вот наша героиня перебирается через ручей. Ручей в толкователе снов — речь, чьи-то разговоры. Видеть медведя — к свадьбе, замужеству.

Мохнатая лапа — намек на богатую жизнь. Да, потом в жизни Татьяны все это сбудется.

Но сон пока продолжается. Медведь приводит ее к таинственному шалашу, «где ярко светится окошко». Тут уж начинаются чудеса:

… за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой…

… Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет.

По «Соннику» увидеть чудовищ — к неприятностям. А если приснится свадьба — быть похоронам.

И вдруг появляется Онегин, «он там хозяин, это ясно». Во сне отражаются мечты Татьяны, ее надежды, ее любовь. Евгений ласков, нежен с нею.

Во сне сбылись мечты о любви.

В конце сна Татьяна видит Ольгу и Ленского, возникает ссора.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский…

Тонкий, хоть и суеверный ум подсказывает Татьяне, не объясняя причины, что будет ссора Онегина и Ленского. И повод для этого есть: Онегин слишком холоден и себялюбив, слишком наивен Ленский. Любящее сердце помогло ей понять и предугадать приближение несчастья.

Сон Татьяны — еще раз доказательство того, насколько поэзия Пушкина близка с народной жизнью, фольклором. Мы видим сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Это доказывает и подбор лексики.

Вот волнующая тайна святочных гаданий: «печальная мгла», «ярко светится окошко», «…ветер дунул, загашая огонь светильников ночных». Описание нечистой силы подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению всякой уродливой нечисти:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой…

Подбор других выразительных средств так точен и продуман, что у читателя складывается впечатление, будто это он находится в чарующей мгле и видит этот сказочный сон. Сон у Пушкина — «чудный», мгла — «печальная», поток — «седой», липы — «наги», кусты — «глубоко в снег погружены». Чередование эпитетов, олицетворений позволяет воссоздать дивный, фантастический мир сказочного сна.

Этому способствует прием антитезы. Так, образ природы контрастирует с уродливыми чудовищами:

… кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены

… Копыта, хоботы кривые,

Хвосты хохлатые, клыки,

Усы, кровавы языки…

Найдем во «сне» и необычные сравнения: медведь — «лохматый лакей».

Отрывок, как и все произведение, написан четырехстопным ямбом. Рифма — смежная и перекрестная. Синтаксический слой отрывка в основном определяют сложные конфигурации. Возьмем, к примеру, четырнадцатую строфу пятой главы:

Татьяна в лес; медведь за ней…

Она составляет четырнадцать строчек и представляет собой всего одно предложение.

При всей художественной ценности «сна», он, без сомнения, позволяет глубже проникнуть во внутренний мир Татьяны, еще раз подтверждая ее связь с народной жизнью, фольклором. Народная поэзия становится ключом к ее сознанию.




Сон Татьяны