Сонеты Шекспира

…Образ твой, словно из меди литой, В вечность перейдет. «Сонеты — это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце». Гм! Хотя это и не входит у правила написания произведения, хочу сразу не согласиться с выражением У. Вордсворта.

Сонеты Шекспира были, есть и остаются большой тайной поэта — его сердца, его любовь, его жизнь. И тайна эта не только в том, кому были посвященные бессмертные поэтические строки, кто эта «смуглая леди» и «юноша голубоглазый». Возможно, и найдут ученые настоящих прототипов — ведь чем дальше от эпохи,

тем проще это установить. Но тайна в том, чему сонеты Шекспира привлекают нас, людей ХХ столетие? Значит, о настоящем, чистое, общечеловеческое писал творец, когда и сейчас это так волнует.

Значит, сумел проложить тропку от своего до нашего сердца. Попробую поискать ключ…

Шекспир начал писать сонеты в ранний период своего творчества — первый период, который принято называть оптимистичным. Шекспир бывал частым гостем в замке графа Саутгемптона. Ту т очаровывали глаз картины Леонардо де Винчи, Рафаэля, Микеланджело, полилась музыка итальянских композиторов, звучали сонеты большого Петрарки. Душа жаждала

чего-то высокого и прекрасного — чему же не подвергнуть испытанию себя в жанре сонета, ведь в четырнадцати строках этого стиха может вместиться вселенная! Шекспир не терпел манерных писаний, ему не нравилось, когда поэты воспевали искусственную любовь и красоту: ведь возле существовало земное, реальное прекрасное.

Сначала Шекспир писал сонеты, которые читал только ближайшим друзьям, поэтому они долго не печатались. Две основные темы развивает Шекспир в своих сонетах: тему дружбы и тему любви. Не хотелось бы прибегать к ключам, которые откроет дверца с ответом: кто те люди, о которых пишет Шекспир, или существовали конкретные лица, или это произведение фантазии поэта?

Хочется взять ключ от других таинственных дверей: «Что есть для Шекспира дружба и любовь? Которым нужно быть, когда любишь и когда дружишь?», когда ты «пренебрежен и судьбой, и людьми»? Как радостно читать, что дружба — это наибольший дар судьбы. И я выкрикиваю вслед за Шекспиром:

Я променять некогда бы не хотел Твою любовь на славу королей.

Эти конечные строки 29-го сонета нужно знать каждому, кто хочет быть настоящим другом! Лирический герой сонетов умеет быть благородным: его наилучший друг забрал у него любимую, но он не сердит, он умеет прощать. Его любовь — «это звезда ведущая» , «разлуки время — зимой был мне…» . Шекспир постоянно старается быть правдивым, даже в любви он не преувеличивает своих чувств: Мою любовь хвалить не годится,- Она не товар, которые продают в магазинах. . Сначала приводит в удивление своим содержанием сонет 130 — кажется, что Шекспир не хочет красивого слова сказать о женской красоте.

Но найден ключ! Любимая — это настоящая земная женщина, она такая, как и кто-нибудь, но она любимая, поэтому милейшая от всех красавиц. Возможно, это не поэтически:

…не белоснежные плеч ее овалы, Будто из провода черного селезенка густая, но «смуглая леди» прекрасная своей естественной красотой! И все же она — наилучшая между теми, Что славленые похвалами пустыми.

Прошли возрасты, изменились люди, стали другими вкусы и идеалы, а сонеты Шекспира волнуют и до сих пор. Так как вечными есть искренность человеческих чувств, настоящая дружба и искренняя любовь. Это и есть, вероятно, тот ключ, которым можно отворить двери, за которыми живое «вечная тайна» сонетов Шекспира.




Сонеты Шекспира