В сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например «Жили-были…».
Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина.
Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и Салтыков-Щедрин успешно использует этот прием в своих произведениях.
Ну и, конечно же, как и во всех сказках, здесь присутствует волшебство. Будь то мужик, умудрившийся варить суп в ладонях или слуги, которые неизвестно как исчезли из владений глупого помещика.
Но не всем похожи сказки Салтыкова-Щедрина и сказки народные. Различий у них почти столь же много, сколько и схожих черт. В народных сказках всегда есть поучительная мысль, мораль, которую пытается донести народ.
Народная сказка указывает на то, что произойдет, если поступить неправильно, не по совести. Сказки Салтыкова-Щедрина же больше направлены на высмеивание низменных человеческих пороков и несут в себе больше сатиры и юмора, нежели поучительной морали.
Дайджест:
- Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-ЩедринаЭти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений: 1. «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех ... Читать далее...
- Особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаМ. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть, господа и рабы, страх как основа рабской психологии, каторжный труд и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки ... Читать далее...
- Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-ЩедринаЦели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы в группе. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Учитель. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и ... Читать далее...
- Художественное своеобразие одной из сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаТворчество М. Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народных представлений, народной поэзии, а иногда заключали в себе и ... Читать далее...
- Проблематика и художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаЕго преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья… Н. А. Некрасов Тема цикла сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина — иносказательное изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-ЩедринаЖанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина, в которой ирония и юмор сочетаются с глубокими размышлениями о жизни. С точки зрения фольклорной традиции, сказки Салтыкова — Щедрина ... Читать далее...
- Идейное содержание «сказок» Салтыкова-Щедрина«Сказки» Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен «народной» идеей ... Читать далее...
- Художественные особенности сказок ЩедринаХудожественные особенности. Прежде всего они связаны с традициями русского фольклора в области формы и стиля. Помимо традиционных масок животных, их иерархии и принципов раскрытия, следует сказать о народносказочной лексике и речевых оборотах, принципе троекратия. Но в отличие от народных сказок, Щедрин широко вводит в свои сказки остросовременную сатиру, с которой связан ряд других особенностей этих ... Читать далее...
- Социальный пафос сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаСказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и типы предшествующих сатир нашли свое оригинальное идейно-образное решение и воплощение в сказочных персонажах и сюжетах и получили новую и в высшей степени популярную художественную жизнь. Пафос сказок Салтыкова-Щедрина — в неумирающих ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание Салтыкова-ЩедринаИдейно-тематическое содержание. В сказках получают развитие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности народа, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина можно разделить на четыре группы. Первую из них составляют сказки, содержащие сатиру на правительственные круги и господствующее сословие. Во вторую группу входят сказки, сатирически рисующие ... Читать далее...
- Мир сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина1. Понятие и типологии сказок. 2. Сказка народная и сказка авторская. 3. Галерея образов сказочных персонажей. 4. От помещика и генерала до интеллигента и мужика. 5. Влияние сказок Щедрина на русскую литературу — Сказка — ложь, да в ней намек… А. С. Пушкин Сказка — особый, фантастический и реальный мир. В небольшом по объему тексте ... Читать далее...
- Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаРешая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности, Щедрин использовал различные виды иносказаний. Щедрин называл эзоповской свою творческую манеру, по его словам «обнаруживавшую замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств». Называя такую манеру «рабскою», писатель замечал, что она «не безвыгодна, потому что благодаря ее обязанности писатель отыскивает такие политические черты и ... Читать далее...
- Кто и что является объектами осмеяния в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина?Каковы художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы. Сказки написаны эзоповым языком, благодаря ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенностиГиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: Лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; Лесные мужики — глуповцы. Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) ... Читать далее...
- Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-ЩедринаМ. Е. Салтыкова-Щедрина среди русских писателей выделяла, по словам его современника Тургенева, потрясающая «сумасшедшеюмористическая фантазия». В искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики и иносказания для воспроизведения действительности ему не было равных. Выдающимся достижением последнего десятилетия писательской деятельности Салтыкова-Щедрина стала книга «Сказки» — одно из самых ярких созданий беспощадного обличителя социальной несправедливости. Появление сказок Салтыкова-Щедрина в первой ... Читать далее...
- Какова особенность названий сатирических сказок Салтыкова-Щедрина?Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII-XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, ... Читать далее...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатираМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их ... Читать далее...
- Анализ сказок М — Е — Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедринПодготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура. Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли. Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от ... Читать далее...
- Реальное и фантастическое в прозе Салтыкова-ЩедринаРеальное и фантастическое в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В начале рассуждения отметьте, что сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные в основном в поздний период творчества писателя, обличают правителей России, государственное устройство, владельцев крепостных душ и даже сам народ. Автор утверждает, что в его произведениях «карикатур нет… кроме той, которую представляет сама действительность». Раскройте, как прием ... Читать далее...
- Рецензии к сказкам Салтыкова-Щедрина. Часть 2Дурак Сказка об Иванушке-дурачке — частичное воплощение давнего замысла Салтыкова-Щедрина создать образ революционера, целиком преданного идее. Салтыков-Щедрин намеревался решить эту тему в жанре сказки. Сказка не была написана, но сохранившиеся свидетельства помогают понять смысл сказки «Дурак», изображающей, говоря словами Достоевского, «народный идеал», «положительно прекрасного» человека, недоступного безнравственности и приспособленчеству. Стр. 313. Картуш — парижский вор, ... Читать далее...
- Народные сказки как основа сюжета произведения Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»М. Е. Салтыков‑Щедрин — русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков‑Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, ... Читать далее...
- Сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Чем можно объяснить такую оценку?Сатира — литературный прием, к которому во все времена прибегали писатели для высмеивания пороков людей и общества. Обычно комедии относят к жанру сатиры, но так бывает не всегда. «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина можно смело называть сатирическим произведением, направленным на политическое просветление. Описанные в романе события развиваются в уездном Глупове, где сопоставляются разные эпохи ... Читать далее...
- История возникновения русских народных сказокИтак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные. Это — сказки о животных. В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или ... Читать далее...
- Рассуждение эссе ответ по тесту 5 смысл высказывания Салтыкова-ЩедринаНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Я твердо убеждена, что смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина заключается в следующем: грамматика, синтаксис и ... Читать далее...
- Анализ цикла «Сказки» М. Е. Салтыкова-ЩедринаИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. «Сказки» Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения. Например, в рассказ «Скрежет зубовный» вошла сказка «Сон», а в «Современную идиллию» — «Сказка о ретивом ... Читать далее...
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатираСалтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию. ... Читать далее...
- Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках Салтыкова-Щедрина?Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказка — первоначально фольклорный жанр, в основании сюжета вымысел, сохраняющий связь с действительностью на уровне морального поучения, отражения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновидности комического: юмор, сатира, сарказм. Комическое ... Читать далее...
- Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках Салтыкова-Щедрина?Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказка — первоначально фольклорный жанр, в основании сюжета вымысел, сохраняющий связь с действительностью на уровне морального поучения, отражения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновидности комического: юмор, сатира, сарказм. Комическое ... Читать далее...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-ЩедринаБарин и мужик в произведениях Л. Н. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для ... Читать далее...
- Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-ЩедринаМихаил Евграфович Салтыков-Щедрин — продолжатель традиций русской сатиры, в первую очередь Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Но Салтыков-Щедрин — самобытный и своеобразный писатель, без которого трудно представить нашу классическую литературу. «Диагност наших общественных зол и недугов», — так отзывались о нем современники. Жизнь российскую Салтыков-Щедрин знал не из книг. Сосланный в Вятку за ... Читать далее...
Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-Щедрина