Сопоставительная характеристика наташи ростовой и элен курагиной в войне и мире
Сочинения по литературе: Сопоставительная характеристика наташи ростовой и элен курагиной в войне и мире.
Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия. Герои его романа-эпопеи «Война и мир», как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего, к среде высшего, правящего дворянства.
Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил
Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, то наилучшими представителями этих групп будут соответственно являться Элен
И Наташа, и Элен — женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию. Элен — это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее «белизну плеч», «глянец волос и бриллиантов», «не изменяющуюся улыбку», «очень открытую грудь и спину» — «античную красоту тела».
Она напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь «глаза — это зеркало души». Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит. По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы.
Если рассказ одного из гостей салона Шерер производил какое-либо впечатление, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины. Затем она снова переходила к «сияющей улыбке».
Наташа Ростова красива совсем по-иному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем. У нее слишком большой рот и худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и «светом».
Наташа — щедро одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она вовсе не похожа на Элен, Жюли, Шерер. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов. Уклад жизни Ростовых, обычаи, традиции — все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой.
К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Постоянно изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может «зареветь, как ребенок», то есть быть естественной и не стесняться этого. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет.
Она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик — отражение богатейшего мира ее чувств.
Общество видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму. Наташа выглядит не красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрей осознает красоту вокруг и понимает, что жить стоит.
Ему хочется действовать, делать людям добро. Противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какой-то обман, ненатуральность их отношений. К сожалению, лишь после свадьбы он понимает всю ничтожность и низость этой женщины.
Наташа, напротив, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует всем ради людей. Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы.
Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Везде видна ее нежная, естественная душа.
Вот она плачет с Соней, только потому, что плачет подруга; вот она искренне радуется, когда видит, что Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она неопытна, зато она постоянно изменяется. Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света. Поэтому жизнь Элен — однообразна и скучна.
А у Толстого «спокойствие — душевная подлость». Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное — хочет всем помочь.
Элен не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни. Для нее брак — лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, — наглядное тому подтверждение. Семья и дети не играют в ее жизни никакой роли. Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения.
Вот Наташа — женщина в прямом смысле слова. Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения женщины. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина.
Лучше быть «плодовитой самкой», чем «великосветской львицей».
Сопоставительная характеристика наташи ростовой и элен курагиной в войне и мире