Составление киносценария «Пожар в Кистеневке» по роману «Дубровский»
Здесь мы наглядно видим, насколько велика была раньше власть денег, которая двигала всем судебным аппаратом. При помощи денег можно было добиться чего угодно, состряпать какую угодно несправедливую, ложную, необоснованную бумагу.
Шабашкин всеми правдами и неправдами старался придать делу об имении Дубровского желаемый оборот. Перед Троекуровым Шабашкин лебезил, поддакивал Троекурову, беспрекословно подчинялся его воле. Он всячески старался угодить Кириле Петровичу и был очень доволен, когда ему это удавалось.
Перед Троекуровым
Приехав в Кистеневку, Шабашкин вовсю старался казаться как можно более важным, он «…стоял подбочась и гордо взирал около себя…». Он был наверху блаженства и чувствовал себя полноправным хозяином Кистеневки. Шабашкин вел себя развязно, никого не хотел признавать. Когда Владимир Дубровский заговорил с приказным об имении, то Шабашкин нагло спросил его, кто он такой и какое имеет право вступать в пререканиях приказными.
Отношение Шабашкина к Дубровскому абсолютно противоположно его
Когда народ двинулся на приказных, Шабашкин тут же потерял все свое величие и бросился в дом. Я думаю, что Шабашкин — один из самых отрицательных персонажей повести Пушкина «Дубровский».
Пожар в Кистеневке — может быть раскрыт на уроке с помощью составлен и киносценария по VI главе. Киносценарий воспитывает навыки медленного, вдумчивого чтения и способствует развитию образного мышления. При этом важно, используя обильную научно-популярную литературу по вопросам кино, показать детям смысловое значение смены планов.
Почему и когда используется крупный план? Что дает общий план для понимания того или иного эпизода? Является ли средний план только средством перехода от крупного плана к общему или он имеет, самостоятельное значение?
В той или иной форме эти вопросы помогут ученикам осознать организацию кадра. Процесс построения фильма не может миновать и вопроса о монтаже. Нужно сказать, что практически дети в элементарной форме справляются с этими вопросами легче, чем можно предположить.
Им помогает не только природная любознательность, но и близость самых привычных для них видов искусства: кино и телевидения.
В ходе составления киносценария оживляется образное видение учениками литературного текста, определяется различие литературы и кино, возможности и пределы каждого из этих искусств. Ученики начинают понимать, что каждый вид искусства неповторим и незаменим. Общеэстетическое значение этого приема анализа литературного текста могущественнее, чем проповеди о пользе литературы, о том, что нельзя просмотром фильма заменить чтение книги.
Однако составление киносценария содействует и конкретным целям анализа литературного произведения: усиливается сопереживание, активизируется воображение учеников, углубляется понимание художественного текста.
Коллективно намечаются границы киноэпизодов в. VI главе.
Комната Дубровского. Разговор с Архипом. Обход дома.
Поджог. Гибель приказных. Спасение кошки.
Пепелище.
Нам важно найти общий мотив сценария, объединяющий эпизоды в одно целое. Пушкиным этот мотив, намечен — разгорающееся пламя. От свечи Владимира Дубровского Архип зажигает фонарь, от фонаря зажигают сено, взвившееся пламя «осветило весь двор», дом запылал, поднявшийся ветер «огненной метелью» рассыпал искры на всю деревню, «пожар свирепствовал», пока все не обратилось в «яркие угли».
Обдумывание — каждого эпизода позволяет ответить на вопросы:
В чем горе Владимира Дубровского? Почему он спасает чиновников от разгневанных крестьян? Почему Дубровский решает сжечь дом?
Отчего этого же хотели дворовые? Почему Архип людей погубил, а кошку спас? Зачем дворовые ушли с Дубровским?
Работа над первыми эпизодами протекает в классе коллективно. На доске и в тетрадях учеников план записи кадров. В ходе беседы содержание первых кадров записывается.
Затем для ускорения работы составление киносценария идет устно. Однако ученики уже могут дома индивидуально проделать такую работу и в письменной форме.
Приведем примеры того, как ученики представляют себе первый эпизод киносценария.
«Владимир сидит в кабинете отца за столом, у него задумчивое и хмурое лицо. Он поднялся со стула, и глаза его побежали по стене кабинета, но вот они остановились на портрете его матери.
«И портрет этот достанется врагу моего врага», — подумал Владимир.
Лицо его стало жестоким и пылало ненавистью. Играет громкая волнующая музыка. Из зала доносятся пьяные голоса. Наконец все утихло.
Владимир взял со стола свечу и подошел к комоду. Отпер ящики и занялся разбором бумаг. Но вот ему попадается пакет с надписью «Письма моей жены». Он нахмурился, разорвал пакет и быстро стал читать одно письмо за другим.
Его лицо то улыбалось, то возмущалось, то тускнело. Играет нежная музыка. Время прошло незаметно, и часы пробили одиннадцать.
Володя бросает читать, берет свечу и выходит из кабинета».
«Дубровский входит в комнату отца и запирает за собой дверь. Он садится в кресло и усталыми глазами скользит по комнате, в которой мрачно и холодно. Крупным планом снимаем лицо Дубровского. Глаза у него усталые, большие, лицо бледное, суровое и сосредоточенное. Владимир отрывает взгляд от портрета матери и подходит к ящикам с документ тами и бумагами отца.
Среди них он находит пакет с письмами своей матери отцу. Дубровский зачитался и не заметил, как прошло время. Кинокамера скользит по комнате и останавливается на часах. Они показывают одиннадцать.
Владимир кладет письма в карман и выходит из кабинета».
Даже по этим двум ответам можно заметить, что составление киносценария сохраняет индивидуальные стороны читательского восприятия и в то же время содействует общему верному пониманию авторской мысли.
Домашнее задание: перечитать и озаглавить VII-IX главы, самостоятельно, по образцу классной работы составить киносценарий по эпизоду «Француз и медведь». Этот эпизод можно поручить детям и пересказать от лица Владимира Дубровского.
Составление киносценария «Пожар в Кистеневке» по роману «Дубровский»