Советский период творчества Маяковского В. В
Революция, поэтом которой считал себя Маяковский, победила. Отныне его лира должна была служить только ей. Пафос поэзии Маяковского этих лет — оптимизм и героика, основная тема — борьба за утверждение нового общества. Маяковский считает важной любую работу: делает лозунги и плакаты для окон РОСТА, рекламирует новые советские товары и пишет агитки: «Каждый прогул — / радость врагу. / А герой труда — / для буржуев удар».
Постепенно к 1924 г. складывается новый метод, который Маяковский назвал «тенденциозным реализмом», в его
В стихотворении «О дряни», обращенном к «мещанам без различий классов
Стихотворение «Прозаседавшиеся» было высоко оценено политическим лидером страны В. И. Лениным как «совершенно правильное с точки зрения политической и административной». В стихотворении использован прием фантастического гротеска: взяв расхожую фразу чиновников «столько дел, что хоть разорвись», поэт реализует эту ситуацию: «… вижу: / сидят людей половины. / О дьявольщина! / Где же половина другая? /…/ «Оне на двух заседаниях сразу. /… Поневоле приходится разорваться./ До пояса здесь, / а остальное там». Гротескная детализация, вроде «покупки склянки чернил Губкооперативом», «заседание А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома», дополняет основной образ.
Стихотворение, как и предыдущее — «О дряни», заканчивается призывом-декларацией: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» Правда, финал этот иронически двусмыслен: со злом предлагается бороться его же методами. Теме призвания поэта и назначения поэзии посвящены стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» , «Юбилейное» , «Разговор с фининспектором о поэзии» и др. В статье «Как делать стихи» Маяковский рассказывает о процессе создания стихотворения «Сергею Есенину». Показателен уже сам глагол, употребленный в названии статьи, — «делать».
Маяковский был убежден: «Поэзия — производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство». «Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье». А так как «для веселия планета наша мало оборудована», то «надо жизнь сначала переделать, переделав, можно воспевать».
Поэт призван преображать жизнь силой своего слова. . Поэзия — грозное, без промаха разящее оружие, поэт — воин, «народа водитель и одновременно народный слуга» — эта метафора Маяковского реализована в различных вариантах в его стихах.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» построено на контрасте фантастического события и конкретных, точных, «протокольных» деталей, описывающих это происшествие. Поэта, утомленного июльской жарой и работой злит обычный порядок вещей: «И так однажды разозлясь, / что в страхе все поблекло, / в упор я крикнул солнцу: / «Слазь! / Довольно шляться в пекло!» . В «Необычайном…» реализована установка на разговорную речь: рассказ о «приключении» ведется естественно и непринужденно. На это «работают» и каламбуры: «чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я лучи впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони\\ гони, поэт, варенье!», — и грубо-просторечная лексика: «ретируюсь задом», «черт дернул дерзости орать», «светишь в оба» и др.
Стихотворение отмечено характерной для Маяковского метафоричностью и гиперболичностью образов, здесь весьма уместных в связи с «необычайностью происшествия»: «Уже в саду его глаза. / Уже проходит садом. / В окошки, / в двери, / в сад войдя, / ввалилась солнца масса, / ввалилось; / дух переведя, / заговорило басом». Выразительны неологизмы: «златолобо», «раскинув луч-шаги», «день трезвонится», «донце дней». По ходу разговора поэта с солнцем выясняется, что у них одно дело — освещать » мира серый хлам»: «Стена теней, / ночей тюрьма / под солнц двустволкой пала» . Стихотворение заканчивается характерной для поэзии Маяковского советских лет декларацией-лозунгом: «Светить всегда, / светить везде, / до дней последних донца, / светить — и никаких гвоздей! / Вот лозунг мой — / и солнца!» . Можно спорить с идеей стихотворения, но нельзя не признать, что воплощает свою идею Маяковский с большим поэтическим мастерством. Вступление к неоконченной поэме «Во весь голос» — итог творческого пути Маяковского.
Он сам рассказывает «о времени и о себе» и сам же вершит суд над собой: даже если его поэзия окажется ненужной в будущем, «пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».
Советский период творчества Маяковского В. В