СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Современная литература очень разнообразна: это не только соз­даваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной лите­ратуры»;, «литература письменного стола»;, произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, на­писанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века. Значи­тельную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные лите­ратурные премии.

Если в период оттепели

и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литера­турный процесс характеризует сосуществование различных на­правлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй поло­вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодер­низм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру­шение любых мифологий. Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодер­низм возник

не после модернизма, а рядом с ним.

Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодерни­сты обращаются к условности, нарочитой литературности в созда­ваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и ли­тературных эпох. «В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа»;, — главным становится не потребле­ние материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью»;. Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении.

На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева,

А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура аван­гарда и многочисленные про­явления господствующего соцреализма. В развитии постмодерниз­ма в русской литературе условно можно выделить три периода:

    Конец 60-х — 70-е г. — 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через под­полье, осознание мира как текста Конец 80-х — 90-е г. — период легализации

Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произве­дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом»; А. Битова, «Москва — Петушки»; Вен. Ерофее­ва, «Школа для дураков»; Саши Соколова, «Кысь»; Т. Толстой, «Попугайчик»;, «Русская красавица»; В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину»; Ев.

Попова, «Голубое сало»;, «Лед»;, «Путь Бро»; В. Сорокина, «Омон Ра»;, «Жизнь насекомых»;, «Чапаев и Пустота»;, «Generation Р»; В. Пелевина, «Бесконечный тупик»; Д. Галковского, «Искренний художник»;, «Глокая Куздра»;, «Я — не я»; А. Слаповского, «Коронация»; Б. Акунина и др.

В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натура­лизма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты»;, Е. Носова «Тепа»;, «Покормите птиц»;, «Сронилось колечко»;,

В. Белова «Душа бессмертна»;, В. Распутина «В больнице»;, «Изба»;, Ф. Искандера «Сандро из Чегема»;, Б. Екимова «Пиночет»;, А. Кима «Отец-Лeс»;, С. Каледина «Стройбат»;, Г. Владимова «Генерал и его армия»;, О. Ермакова «Знак зверя»;, А. Проханова «Дерево в центре Кабула»;, «Чеченский блюз»;, «Идущие в ночи»;, «Господин Гексоген»; и др.

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое яв­ление, которое получило определение постреализма. В основе по­стреализма лежит универсально понимаемый принцип относитель­ности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — опреде — ленная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу ли­тературное направление со своими стилевыми и жанровыми пред­почтениями. В постреализме реальность воспринимается как объек­тивная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма от­мечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыс­лению мира.

К постреалистам критика обычно относит пьесы, рас­сказы, повесть «Время ночь»; Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени»; В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом»; Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со­баки»; О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста»; Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета»;, «Поворот реки»;, роман «Закрытая книга»; А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун­дучок Милашевича»; М. Харитонова, «Клетка»; и «Диверсант»; А. Азольского, «Медея и ее дети»; и «Казус Кукоцкого»; Л. Улицкой, «Недвижимость»; и «Хуррамабад»; А. Волоса.

Кроме того, в современной русской литературе создаются произ­ведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.

    Обращение к мифу и его трансформации Наследие деревенской прозы Военная тема Тема фэнтази Современные мемуары Расцвет детектива



СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА