Современная литература Польской Республики
Современная литература Польской Республики представлена произведениями различных видов и жанров словесного творчества: романы, пьесы, малые прозаические формы — рассказы и очерки, разнообразные поэтические жанры. В них нашли отражение социальные перемены, происшедшие в стране за годы народной власти.
В детской литературе эти перемены были особенно заметны, так как десятилетиями в детских книгах не сходил со страниц «несчастливый» ребенок, особенно в XIX веке, показываемый как жертва общественного строя, где у власти стоят имущие.
Вопрос
Для детей Ю. Тувим написал около 40 произведений и сделал несколько переводов, из которых нужно упомянуть русскую народную сказку «Репка», сказки Пушкина и стихи Маршака. В Польше они объединены в сборники «Паровоз», «Чудеса и дивы», «Слон Хоботовский», «Зося-Самося» и другие. Родился Юлиан Тувим в городе Лодзи, учился в гимназии и уже тогда начал писать свои первые стихи, хотя печататься стал позднее — будучи студентом Варшавского университета. Стихи Тувима для взрослых привлекли к нему любовь польского народа своим патриотизмом, протестом против правителей панской Польши. После оккупации Польши в 1939 году Тувим уехал за границу и до 1946 года жил вдали от родины.
Детские стихи Тувим писал еще на родине, с 30-х годов. Вернувшись домой, Тувим продолжает создавать стихи для детей, прекрасно осознавая новые задачи польской детской поэзии. Недаром еще в 1939 году, когда фашисты искореняли все польское, он написал стихотворение «Урок», в котором, используя традиции Адама Мицкевича и Марии Конопницкой, говорил ребенку в самые тяжелые времена: «обучайся польской речи», обучайся на самых печальных словах, ибо вокруг тебя «могилы, кресты» и «погосты», надо научиться «страшных птиц считать на небе», запомнить «мрак и траур над Варшавой», чтобы сделать выводы. В годы фашистской оккупации это стихотворение стало девизом борьбы за спасение национальной культуры.
Оно распространялось в списках, заучивалось наизусть.
Поднимая в польской детской литературе ряд тем, до него не освещавшихся, Тувим говорит о самом обыденном языком поэзии; труд в его изображении — это нерасторжимая взаимосвязь людей, труд их объединяет, труд заслуживает уважения. Вот, например, как начинается стихотворение «Все для всех»:
Каменщик строит жилища, Платье — работа портного. Но ведь портному работать Негде без теплого крова! Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает. Ну, а сапожник без хлеба Много ль нашьет, натачает?
Взаимосвязь вещей, явлений, людей очень хорошо показана в стихотворении «Стол».
Юлиан Тувим умел удовлетворить любознательность детей, отвечая на их бесконечные вопросы «отчего» и «почему». Он, например, объясняет, почему паровоз двигается, откуда появляется электрический ток. Поднимал Тувим в своих стихах и вопросы интернационального воспитания, причем делал это тактично и умело. Например, в стихотворении «Бамбо» он сделал героем маленького негритенка:
В Африке Бамбо живет — негритенок, Черный товарищ ваш, милый ребенок. Учится в школе прилежно мальчишка, Любит свои негритянские книжки… … Очень хорош он, скажу вам по чести, Жаль, что не ходите в школу вы вместе!
Особенно хороши и лиричны стихи Тувима о природе. Они всегда жизнерадостны, в них много юмора и шутки, например изображение маленького дождичка, мечтающего стать большим ливнем, или описание природы в стихах «Четыре времени года».
Произведения Тувима часто связаны с фольклорными приемами. Широко известны народные «нелепицы», берущие начало в далекой старине. Тувим создает по такому же образцу стихотворение «Про Янека», в котором его герой
Ситом черпал воду, Птиц учил летать, Кузнеца просил он Кошку подковать.
Зазнайство, склонность к обману, к безделью всегда тонко высмеивает поэт. Таковы его стихи, например, «О Гришке-врунишке и его тете». Иногда Тувим переносит свою иронию и на взрослых, но говорит об их недостатках добродушно; резче — гордость за обновленную польскую мемлю и ее граждан, строящих социализм; отношение искусства к действительности. Значительная часть сборника посвящена простым людям. Сочувствуя своим героям, Тувим одновременно резко выступает против мещанства » Мещане «:
В страшных домишках, в страшных квартирах, Страшно живется страшным мещанам. Вьются по стенам копоть и сырость, Ужасом черным, смертным туманом.
Современная литература Польской Республики