Создание образа В стихотворении «Весна в лесу»

В стихотворении «Весна в лесу» поэт создает образ простой в своих проявлениях, ясной красоты природы.

Стихотворение построено с помощью излюбленного художе­ственного приема Пастернака — метонимии.

Если основой поэзии такого автора, как Есенин, можно на­звать метафору — связь по сходству, то у Пастернака главенст­вует метонимия — связь по смежности. При метонимии мы не видим сразу прямой связи между деталями, описываемыми ав­тором, но потом нам становится явственным их единство, общ­ность подробности и целого.

В стихотворении

«Весна в лесу» мы видим отдельные карти­ны: вот курица с петухом на дворе, вот дорога, покрытая ледяной корой. Дорога приводит в лес, где снег покрыт «еловым мусо­ром», а там, куда проникают лучи солнца, — проталины. А от проталин, залитых водой, отражающих солнце, взгляд поднима­ется к небу, откуда льется тепло и свет.

Таким образом, оказыва­ются связаны, словно цепочкой, курица с петухом на дворе — и небо.

Мы видим, что метонимия — основа этого стихотворения.

В то же время поэт использует множество художественных приемов.

«Отчаянные холода»: необычный эпитет «отчаянные»,

слов­но с помощью этих холодов зима хочет задержаться подольше на земле.

«Весна позднее, чем всегда, \ Но и зато нечаянней»: строки создают ощущение антропоморфности фигуры весны: так можно было бы сказать о женщине, которая задерживается.

«С утра амурится петух…»: Пастернак употребляет автор­ский неологизм «амурится».

«Лицом поворотясь на юг, \ Сосна на солнце жмурится»: олицетворение.

«…Дороги сковывает лед \ Корою почернелою»: метафора.

«Водою с солнцем пополам \ Затоплены проталины»: мета­фора: солнце, отражающееся в лужах, словно затапливает про­странство, как вода, в которой оно отражается.

«И небо в тучах как в пуху…»: сравнение.

«…Над грязной вешней жижицей…»: сочетание «низкого» эпитета «грязный» с традиционно «высоким» эпитетом «вешний» в применении к просторечному слову «жижица».

Пастернак использует просторечные слова, выражения, не традиционные для поэтической речи: «нет прохода курице», со­сна «жмурится», «в лесу еловый мусор, хлам», «над грязной веш­ней жижицей», небо «застряло в сучьях». Употребление этих слов делает образ весны по-домашнему простым, близким, ося­заемым и по-родственному понятным для читателя.




Создание образа В стихотворении «Весна в лесу»