Создание образа В стихотворении «Весна в лесу»
В стихотворении «Весна в лесу» поэт создает образ простой в своих проявлениях, ясной красоты природы.
Стихотворение построено с помощью излюбленного художественного приема Пастернака — метонимии.
Если основой поэзии такого автора, как Есенин, можно назвать метафору — связь по сходству, то у Пастернака главенствует метонимия — связь по смежности. При метонимии мы не видим сразу прямой связи между деталями, описываемыми автором, но потом нам становится явственным их единство, общность подробности и целого.
В стихотворении
Таким образом, оказываются связаны, словно цепочкой, курица с петухом на дворе — и небо.
Мы видим, что метонимия — основа этого стихотворения.
В то же время поэт использует множество художественных приемов.
«Отчаянные холода»: необычный эпитет «отчаянные»,
«Весна позднее, чем всегда, \ Но и зато нечаянней»: строки создают ощущение антропоморфности фигуры весны: так можно было бы сказать о женщине, которая задерживается.
«С утра амурится петух…»: Пастернак употребляет авторский неологизм «амурится».
«Лицом поворотясь на юг, \ Сосна на солнце жмурится»: олицетворение.
«…Дороги сковывает лед \ Корою почернелою»: метафора.
«Водою с солнцем пополам \ Затоплены проталины»: метафора: солнце, отражающееся в лужах, словно затапливает пространство, как вода, в которой оно отражается.
«И небо в тучах как в пуху…»: сравнение.
«…Над грязной вешней жижицей…»: сочетание «низкого» эпитета «грязный» с традиционно «высоким» эпитетом «вешний» в применении к просторечному слову «жижица».
Пастернак использует просторечные слова, выражения, не традиционные для поэтической речи: «нет прохода курице», сосна «жмурится», «в лесу еловый мусор, хлам», «над грязной вешней жижицей», небо «застряло в сучьях». Употребление этих слов делает образ весны по-домашнему простым, близким, осязаемым и по-родственному понятным для читателя.
Создание образа В стихотворении «Весна в лесу»