Специфика педагогического общения

Общение принято рассматривать как процесс взаимосвязи и взаимодействия между людьми и социальными группами, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Общение является важнейшим условием формирования и развития личности.

Педагогическое общение — это общение педагога с учениками в целях осуществления учебно-воспитательного процесса. В процессе педагогического общения происходят передача и усвоение социального опыта и осуществляется социализация личности.

Однако

педагогическое общение не сводится только к простой передаче общественного опыта и определенных знаний. В педагогическом общении особенно важна оценка педагогом передаваемых знаний, ибо она оказывает большое влияние на восприятие информации, на формирование у учащегося определенного уровня притязаний, самооценки и отношения к учению.

Поэтому в процессе педагогического общения педагог должен представлять себе, как он воспринимается учащимися. Эту способность принято называть в социальной психологии рефлексией. Одним из перспективных способов обучения общению, адекватному восприятию и пониманию

других людей является специально организованный тренинг — сенситивный.

Поскольку познание всегда опосредованно деятельностью и человек может добиться успехов в познании других и своего «я» через активное участие в совместной коллективной работе, все большее место в педагогическом общении отводится активным методам обучения: дискуссиям, деловым играм, анализу конкретных ситуаций и т. п.

Педагогическое общение выполняет несколько функций. Прежде всего в процессе общения выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, т. е. достигается взаимопонимание.

Кроме того, общение способствует раскрытию личности, ее самосознанию. Общаясь с другими людьми, человек анализирует отношение других людей к себе, обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность путем самовоспитания. И, наконец, общение может стать формой совместного творчества, в процессе которого люди познают и преобразуют окружающий мир.

Педагогическое общение способно содействовать стремлению личности обучающегося к реализации своей социальной роли, своих организаторских и других качеств.

Общение можно классифицировать по различным признакам.

1. По составу участников:

Межличностно-деловое и личное общение в системе человек — человек;

Личностно-групповое в системе человек — группа;

Межгрупповое общение в системе группа — группа.

2. По степени определенности:

Непосредственное, т. е. общение «лицом к лицу»;

Опосредованное, т. е. общение, осуществляемое либо через третьих лиц, либо с помощью технических средств.

3. По продолжительности: краткосрочное и длительное общение.

4. По завершенности: законченное и незаконченное общение.

В психологии общение обычно рассматривается как процесс, в котором выделяются три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения подразумевает обмен информацией между субъектами общения. Интерактивная сторона общения предполагает построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, но и действиями. Перцептивная сторона общения — это восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.

Общение как коммуникация подразделяется на вербальное и невербальное.

Вербальное общение может быть внешнее и внутреннее. Внешнее вербальное общение в свою очередь подразделяется на устное и письменное.

Невербальное общение — это прежде всего кинетическое, паралингвистическое и экстралингвистическое. Кроме того, различают проксемическое и визуальное невербальное общение. Проксемическое общение предусматривает размещение партнеров по общению в пространстве во время общения.

Визуальное общение — это информационный контакт с помощью глаз.

В процессе педагогического общения реализуются средства и методы педагогического воздействия на личность.




Специфика педагогического общения