Спор гремяченских активистов о раскулачивании
Вобрав в себя многое из того драгоценного, что Шолохов достиг в «Тихом Доне», «Поднятая целина» как бы продолжила повествование о революционной эпохе, когда сознание трудовых людей все энергичнее впитывало новое, социалистическое, когда рождалось коллективное миропонимание и с невероятными муками изживалось косное, «темное» в крестьянской психике. Шолохов не мог пройти мимо великих революционных событий, мимо движения миллионных масс крестьянства, боровшихся против кулацкой кабалы за свободную колхозную жизнь. Писатель временно
Ей суждено было стать самым значительным художественным памятником того времени. Шолохов показал самый процесс «поднятия целины», роста людей, поднятых партией
Развивая сюжет романа о рождении колхоза, Шолохов передает напряженность борьбы двух лагерей: с одной стороны, трудовые казаки, возглавляемые рабочим-путиловцем Семеном Давыдовым, с другой — кулаки и белогвардейцы во главе с бывшим есаулом, диверсантом Половцевым. Свою работу по созданию колхоза Давыдов начинает с раскулачивания. Именно на них опирались враги, подготавливая контрреволюционное восстание.
Понимая необходимость такого жестокого метода борьбы, как раскулачивание, Давыдов проводит разъяснительную работу с сельскими коммунистами и сталкивается с разными точками зрения на данную проблему.
В сельсовете после раскулачивания собираются Давыдов, Наг-гульнов и Разметнов — Давыдов с перевязанной головой после нанесенного ему кулаком Титом Бородиным удара обрезом. При подсчете количества конфискованного хлеба Андрей Разметнов говорит, что не будет больше участвовать в раскулачивании, что он «не обучен с детишками, воевать», напоминает, что у Гаева, которого они только что раскулачили, детей одиннадцать человек. Вспоминая об этом, он говорит: «Пришли мы — как они взъюжались, шапку схватывает!.. Зачали мы их из куреня выгонять… Ну, тут я глаза зажмурил, ухи заткнул и убег за баз!
Бабы — по-мертвому, водой отливали сноху… детей…» Но искренние слова Андрея Разметнова, его переживания не разделяют ни Нагульнов, ни Давыдов Каждый из них находит аргументы, чтобы доказать Разметнову, что его жалость неуместна и является проявлением его слабости и мягкотелости. Давыдов выходит из себя, кричит, что их никто не жалел, потому они тоже не должны никого жалеть. Он рассказывает, как его отца после забастовки сослали в Сибирь. Их у матери было четверо, и мать, чтобы не умереть с голоду, пошла на улицу.
Тяжело, всхлипами дыша, Давыдов с минуту ходил по комнате, потом обнял Андрея за плечи, вместе с ним сел на лавку и стал убеждать его в том, что кулацкие — семьи выселяют,. «чтобы не мешали строить новую жизнь», что это вынужденная мера, что зарабатывать себе на жизнь они будут трудом, а дети их уже не будут кулацкими детьми — рабочий класс их перевоспитает. Говорил Давыдов спокойно, но руки у него дрожали, никак не могли ухватить папиросу.
Взглянув на Нагульного, Андрей увидел, что лицо его покрывается мертвенной пленкой. У него начинался припадок. Прыгнув на Разметнова, он закричал: «Гад!.. Как служишь революции? Жа-ле-е-шь?
Да я… тысячи станови зараз дедов, ребятишков, баб… Да скажи мне, что надо их в распыл… Для революции надо… Я их из пулемета… всех порежу!» Дико зрачками, с пеной на губах, он хрипел: «3арублю-у-у-у!..»
Анализ сцены «Спор гремяченских активистов о раскулачивании» показывает, каким сложным и мучительным был процесс поворота беднейшего крестьянства к новым социалистическим отношениям’ Борьба с теми, кто мешал строить новую жизнь, была жестокой, порой беспощадной, и требовались большая выдержка и стойкость, чтобы не сорваться, не сбиться с правильного пути. Мы видим в разобранном эпизоде разные позиции героев — мягкость и жалостливость Андрея Разметнова, твердость и непреклонность Семена Давыдова и необузданную жестокость, граничащую с фанатизмом:, Нагульнова. Трагедия Макара Нагульнова — трагедия человека, который, сделав правильный исторический выбор, изменяет туманной цели, стремясь достигнуть ее давлением, насилием, жестокостью.
И, в сущности, не видит иных средств и возможностей.
Шолохов не дает нам прописных истин, каким должен быть человек. Он показывает нам, каковы люди сейчас, в данных обстоятельствах, в данную минуту, но так, что всякий раз мы видим, чувствуем и понимаем, какой должна быть прекрасная человеческая личность.
Спор гремяченских активистов о раскулачивании