Спор о правде как спор о смысле жизни в драме «На дне»

В прославлении свободного человека, имя которого «звучит гордо», нельзя не услышать ответ на призыв Ф. М. Достоевского: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость». Весь монолог Сатина может восприниматься как опровержение «теории» Раскольникова о существовании двух «разрядов» людей: высшего, способного, как это делали Магомет и Наполеон, «преступать» все законы и создавать новые законы для человечества, и низшего, призванного лишь покоряться. В пьесе «На дне» Горький устами Сатина отвечает на все

эти учения и рассуждения: «Что такое человек?..

Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном… Это — огромно! В этом — все начала и концы…» Поскольку учение о «героях» и «толпе» было подхвачено народниками, пьеса «На дне» оказалась направленной и против них, — Горький впоследствии прямо заявлял, что эта пьеса написана в противовес учению народничества.

Злободневно-жизненный материал действительности, отразившийся в философской драме Горького, помогает понять заключенную в ней полемику с учениями, получившими широкое распространение.

А

эта полемика помогает понять главное в пьесе: широкую и страстную постановку вопроса о подлинном и мнимом гуманизме. Горький показал, что иная доброта, иная мягкость может оказаться на деле капитуляцией перед злом, может оказаться, при всей своей искренности, глубоко антигуманной по реальным результатам. Пьеса учит, что самым высоким и самым подлинным гуманизмом является гуманизм борьбы — активной борьбы против зла.

Ставя вопрос: «Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука», — Горький решительно отвечал своей пьесой: не нужно! Он писал артистам, исполняющим пьесу «На дне»: «… да здравствует же искусство и те, что служат ему, не страшась изображать суровую правду жизни такой, какова она есть!» Необходимо бесстрашно разрушать все иллюзии — не для того, чтобы оставить людей ни с чем, в состоянии полного безверия, а для того, чтобы помочь им обрести знание реальной дороги, по которой можно прийти к созданию лучшей жизни.

Горький говорил своей пьесой: только смело глядя правде в лицо, можно проявить настоящее человеколюбие, — никакая правда не может быть вредна и никакая ложь не может быть полезна подлинному гуманизму.

Огромное значение горьковских произведений 900-х годов заключалось в том, что они в условиях новой эпохи начавшегося революционного движения самих масс заставили задуматься миллионы людей во всем мире над проблемой гуманизма, над тем, что гуманизм может быть подлинным и мнимым. Уже одно то, что Горький вызвал страстные споры на эту тему, бушующие до сих пор, — великая заслуга писателя. Это — один из его самых больших вкладов в духовную жизнь человечества.




Спор о правде как спор о смысле жизни в драме «На дне»