Сравнение образа Кутузова и Наполеона в «Войне и мире»

Как представляет Л. Н. Толстой роль личности в истории? Сравните образы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире».

Толстой кардинально переосмысливает роль лично­сти в истории. Он отказывается от понятия «выдающа­яся, исключительная личность». Развенчанию этого понятия в романе последовательно подчинено разви­тие образа Наполеона.

Наполеон в изображении писа­теля — себялюбивый позер, человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории. Писатель предлагает классическое сравне­ние Наполеона

с мальчиком, дергающим внутри каре­ты за веревочки, полагая, что он управляет ее движе­нием. Однако личность выдвигается на историческую авансцену или ниспровергается в мрак исторического забвения по воле более масштабных сил. Толстой обоб­щает представление о них в понятии «народ».

Война 1812 года — столкновение русского народа с народами Западной Европы. Причем агрессивно настроенные на­роды приобретают признаки толпы. Она-то и выдвигает такого предводителя, который ей надобен, каким был Наполеон, — жестокого, беспринципного, эгоистично­го, тщеславного.

Он своими внутренними качествами соответствует

целям толпы, а это — «обманы, грабежи и убийства», война.

Другой тип исторической личности — это подлин­но народный вождь, главнокомандующий русской ар­мии Кутузов. Его выдвигает на руководство армией, цель которой — спасение родины, не воля императора, интриги или личный талант полководца, а мир, сово­купная народная воля России. Здесь выбор тоже безо­шибочно соответствует целям народа.

Главная среди них — мир, только уже в значении отсутствия войны, врага на родной земле. Именно этой цели и служит Ку­тузов, подчеркнуто демократичный, простой и откры­тый во всех случаях, когда не имеет дело с большими и малыми наполеончиками, которых немало и в рус­ской армии, и при дворе.

Писатель парадоксально заостряет внимание чита­теля на кажущейся пассивности, бездеятельности Ку­тузова даже в самые тяжелые моменты, требующие ре­шений: Бородинское сражение, совет в Филях. Кутузов таков потому, что понимает — произвольные действия личностей мало что могут изменить в направлении дви­жения истории, ходе исторического события. Их опре­деляет совокупная воля масс, «всех, без единого исклю­чения всех людей, принимающих участие в событии». Гениальность Кутузова состоит в исключительной чуткости к этой воле и в том, что порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тыся­чи солдат, которых он возглавлял, и миллионы русских людей, которых они представляли. Это и ненависть к врагам во время сражения, и великодушное отноше­ние к побежденным: «Мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно.

Тоже и они люди. Так, ребята?» Не кажется случайным для писателя и отход Кутузова от дел после освобождения Русской земли: заграничный поход — это уже политика, национально необходимого в нем нет. «Дедушка», «отец» — так называют Кутузо­ва простые люди, подчеркивая семейный, родовой ха­рактер духовной связи со своим лидером. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — обобщает Л. Н. Толстой свои наблюдения над двумя типами исто­рических личностей.




Сравнение образа Кутузова и Наполеона в «Войне и мире»