Сравнение образов Хигинса и Дулитла в произведении «Пигмалион»
На самом деле удивительный успех эксперимента Хигинса обусловлен прежде всего неординарной личностью самой Элизы. Никакие новейшие и наиболее эффективные методы преподавания, никакой педагогический талант не смогли бы помочь уважаемому профессору, если бы девушка не оказалась такой настойчивой в достижении цели, такой восприимчивой ко всему тому, чему ее учили Хигинс — сознательно, и Дулитл — скорее интуитивно, собственным примером, собственной жизнью. Мусорщик Альфред Дулитл в социальном плане находится, как бы сказать, «на дне»,
Во время анализа произведения появляются все основания утверждать, что многими, если не всеми, положительными чертами характера Элиза обязана именно своему отцу.
Впечатляющая пластичность поведения этого человека, его умение почти мгновенно объясниться с любым собеседником, здоровый цинизм в отношении к действительности и людям, оригинальность мышления и чувство собственного достоинства очевидны. И, по нашему мнению, намного интереснее в образе Альфреда Дулитла является его исключительное приспособленчество к любой ситуации: он остается самим собой и как мусорщик,
Альфред Дулитл — это оригинальный и самодовлеющий человек, отношение которого к миру всегда было личностным. Но, об этом нужно помнить, именно такой человек формировал внутренний мир Элизы. Мифический Пигмалион создал Галатею, в которую богиня вдохнула жизнь, а Дулитл, «Пигмалион дна», создал Элизу — и создал ее именно такой, какой встретил цветочницу Хигинс.
Профессору осталось с помощью своего таланта «огранить и отшлифовать» этот необыкновенный «алмаз», превратив его в ценный камень. Вот почему Альфреда Дулитла можно смело назвать «Пигмалионом №1» относительно Элизы.
Именно он является автором совершенства. Сопоставление образов Хигинса и Дулитла нужно для того, чтобы выявить, каким образом каждый из них влиял на формирование Элизы как личности. Это же сопоставление должно помочь школьникам в постижении общего замысла пьесы и вместе с тем заставит обратить внимание на поэтику произведения.
При этом не останется в стороне и проблема положительного героя, а также моральной основы в жизни.
В конце концов, сопоставление этих персонажей и определение их влияния на формирование внутреннего мира Элизы дает возможность во многом понять и образ главной героини произведения. В этой пьесе важными и актуальными являются идеи фабианства, «создание нового человека» благодаря изменению условий его жизни, прививанию культуры и обогащению внутреннего мира человека. Бесспорно, что автор «Пигмалиона» целиком серьезно относится к возможности таким образом улучшить жизнь общества в целом.
И в самом деле, объективно образ Элизы претерпевает изменений, внешне просто впечатляющих, на протяжении развития действия пьесы.
Осознание же роли отца и Хигинса в формировании характера Элизы может убедить старшеклассников в том, что нельзя абсолютизировать внешнее влияние на человека. Прежде всего, от самого человека в значительной мере зависит, окажется ли внешнее положительное влияние на него результативным для развития личности.
Сравнение образов Хигинса и Дулитла в произведении «Пигмалион»