Сравнительная характеристика Чипки и Григория
Сочинение по роману Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?» . Роман Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?» не только широко охватил социальные явления действительности, а и дал настоящую галерею образов крестьян и господ-крепостников, которая оказывала содействие многогранному раскрытию своеобразности характеров и поведения главных персонажей. Попробуем рассмотреть образы этих персонажей — Чипки и Григория, и сравнить их.
Начали свою жизнь Чипка и Григорий одинаково: оба из бедной семьи, где уже
Понял, что «довольно за овцами гоняться — так как небольшая из них польза…». Пошел на заработки, проходя мимо магазинов, разевал рот, глядя на богатство. Зашевелилась у Григория зависть в сердце отравляющей змеей: «Ах, как люди живут!» Уже тогда зарождаются скупость, плутовство, которые сделают со
Но умел работать Григорий, умел и любил: «работает, как хозяин, всегда веселый, спокойный». И здесь они одинаковые с Чипкой — оба хозяйничают, оба трудолюбивые. Тем не менее, не одинаковая в них цель в жизни. У Григория цель — жениться на богачке, чтобы «к своему добру добавить еще и жены, чтобы вышло одно, и большое», а у Чипки цель найти правду, верно служить общине.
С того времени расходятся их пути: правдоискатель Чипка не соглашается с психологией «вола», который всегда делает то, что скажет хозяин, и понемногу, не найдя ответа на свои вопросы, скатывается на скользкий путь. А Григорий тихо и мирно живет в своем «теплом и ясном, тихом и счастливом доме», растит детишек, не «сует» носа куда не надо, так как «своя рубашка ближе к телу». Да и Чипке советует: «А нет правды, то живи так, как и все живут». Вот здесь лучше всего и показывается мелкособственническая психология Григория.
Даже его жена Христя загрустила после Чипкиной исповеди, после его горячих слов о неправде, которая сейчас властвует на земле, но только не Григорий. Говорил Чипка: «А если бы была правда, то этого бы не было.. Я бы никогда не стал таким, каким вы меня видите…». И ничего не говорил этот «хозяин», хотя и ощущал в глубине души, какую правду говорит Чипка.
Сделался Григорий оборотнем, сидел тихо, никого не трогал, чтобы и его никто не тревожил. Не такая судьба судилась Чипке: не мог молчать этот гордый, непокорный человек, но пошел не тем путем и со временем стал убийцей. Много жестокой ненависти в его словах: «А все люди, все люди. Они у меня и отца отняли, людоеды. Они меня еще сызмала ненавидели».
Гнев свой топит в рюмке; там, в кабаке и находит Чипка себе «друзей»: Лушню, Мотню и Крысу. Начинается «красивая» жизнь. Чипка бесчинствует, пьянствует.
Так начинается моральная деградация личности.
Человек становится подобен зверю. Но вспомним «голодную волю» и восстание крестьян. Как героически ведет себя Чипка, и как ведет себя Григорий.
Чипка, как настоящий защитник идей крестьянства, поддерживает односельчан, особенно беспокоится за деда Власа, у которого был пастушком вместе с Григорием, так как «подняли москали» его. Поэтому и кричит он Григорию: «Ты видишь? Кровь без вины льется… Деда Власа едва живого подняли на ветер.
Не дадим!..» А что же делает Григорий? Григорий «не сказал на это ни слова — в отличие от Чипки, и в чужой огород, да и присел за плетнем». Чипку же было так побито, что он «встал — будто с креста снятый», зато Григорий пришел невредимый домой, да еще и начал выхваляться перед Христей своей трусливостью и подлостью. Кому же в этом случае мы отдадим предпочтение: «подзаборнику» или хозяину, который предал наилучшие чувства человека? Конечно же, правдоискателю Чипке, у которого в сердце живет рядом с ненавистью к людям и искренняя любовь.
Хорошо хозяйничают Григорий и Чипка на своих полях, имеют хорошие дома и хорших жен. Но завидует этот неусыпный хозяин бывшему гуляке за то, что получил Чипка с Галей хорошее приданое. Поэтому и всегда жаловался ему о своих нуждах, хотя всегда значительно преувеличивал, чтобы разжалобить Чипку, чтобы получить помощь. Не нужны Григорию ни община, ни правда, ничто. Он стремится быть в стороне от любых общественных событий, «люто» работает, руководствуясь эгоистическими мотивами индивидуалиста-владельца, вследствие чего становится тем накопителем, который скупостью, плутовством, а то и ограблением своего более бедного ближнего со временем достигнет положения мироеда.
Поэтому он лишен положительного начала и не столько противостоит Чипке, сколько оттеняет его образ.
Эти образы двух крестьян, которые вышли из одной среды, очень разные своими характерами, идеями и действиями. Идут они разными путями, хотя ни один из них не находит праведной тропинки. И нам все же таки ближе стихийный бунтарь, неутомимый правдоискатель Чипка, чем хозяйственный собственник Григорий с затворенной для людей душой.
Хотя, возможно, и остается там капля добра, так как желает он Чипке: «Пусть тебе Бог помогает во всем хорошем», — так как забирает он Мотрю к себе доживать век, но все ж таки недаром его жене Христе более близок Чипка со своим протестом.
Сравнительная характеристика Чипки и Григория