Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

В стихотворном вступлении к роману «Евгений Онегин» Пушкин пишет, что его произведение — плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Белинский в своей статье «Евгений Онегин» назвал это произведение «энциклопедией русской жизни». И в самом деле, в этом романе, как в магическом кристалле, отразилась вся русская жизнь: и высший свет, и мелкопоместное дворянство, и народ — Пушкин хорошо знал все общество начала XIX века. В те годы, когда поэт работал над своим самым любимым произведением, ему пришлось много пережить,

потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.

На фоне картин русской жизни 20-х годов XIX века показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без Онегина был бы невозможен «Герой нашего времени» Лермонтова, потому что реалистическое произведение, созданное Пушкиным, открывало первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развились в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру:

оба из светской среды, получили хорошее воспитание.

Их тоска, хандра и неудовлетворенность — все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: «Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена». Светское общество, в котором вращался Онегин, а затем и Печорин, испортило их.

Оно не требовало глубоких знаний — достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно». Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения.

Такой же образ жизни ведет и Печорин.

Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры «необходимых глупцов», душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают хандрой, «сплином».

Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин «хотел писать, но труд упорный ему был тошен…», в книгах он тоже не нашел ответа на свои вопросы. Евгений умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе.

От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян, за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным «вольнодумцем».

Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми.

Когда вышло в свет отдельное издание «Героя нашего времени», то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа просто не было. Белинский указал, что «Княжна Мери» — одна из главных повестей в романе. В ней Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу.

Здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин — жертва своего тяжелого времени. Характер героя сложен и противоречив.

Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, — другой мыслит и судит его». В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. «Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья», — говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм — результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин.

Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, — это создание образа современного ему молодого человека. Автор ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 1830-х годов.

Белинский писал, что «Печорин — Онегин нашего времени». Роман «Герой нашего времени» — это горькое раздумье над «историей души человеческой», души, погубленной «блеском обманчивой столицы», ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин — страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: «Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца». То же самое можно сказать и о Печорине.

Сравнивая двух героев, он писал: «…В дорогах разница, а результат один». При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин, и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее «лишних людей», для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела.

Стремление найти свое место в жизни, понять «назначение великое» составляет основной смысл лермонтовского романа. Не эти ли размышления занимают Печорина, заставляют мучительно искать ответ на вопрос: «Зачем я жил?» На это может ответить сам Лермонтов: «Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то — бессмертье он…» В лирике поэта и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди — это «тощие плоды, до времени созревшие». Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова «но судьбу я и мир презираю»!

В «Герое нашего времени» мы явственно слышим голос поэта, дыхание его времени.

Изображая судьбы своих героев, типичные для их поколения, Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.




Сравнительная характеристика Онегина и Печорина