Средневековая городская литература

Средневековая городская литература В рамках городской литературы сложилась своя система жанров: фаблио, сатирический животный эпос, аллегорический эпос, где наиболее значителен «Роман о Розе» — «Roman de la Rose», XIII в., первую часть его написал куртуазный поэт-рыцарь Гильом де Лорис, а вторую, пронизанную духом сатиры и дидактики, — горожанин Жан Клопинель, чаще называемый Жан де Мен, которого позже за вольнодумство нередко сравнивали с Вольтером. Фаблио. Название «фаблио» восходит к латинскому fabula — басня, рассказ.

Жанр

басни, сформировавшийся уже в античной литературе, был известен в средние века. Поэтому первоначально любую забавную историю отождествляли с басней. Сохранилось около ста шестидесяти фаблио, написанных с конца XII до середины XIV вв. По разрабатываемым сюжетам и общей тональности фаблио весьма разнообразны и представляют собой шутливые рассказы, фривольные истории, нравоучительные новеллы. Действие, как правило, происходит в городе.

В фаблио господствует стихия повседневности. События разворачиваются стремительно. Излюбленный сюжет фаблио — адюльтер. Обычно персонажами фаблио являются горожанин, богатый торговец

и его жена, клерк, священник.

Иногда финал фаблио содержит нравоучение.

Главная задача, которую решали авторы фаблио, — заставить читателя смеяться над смешными положениями, в которые попадали персонажи, раскрывая при этом свои отрицательные качества. В фаблио «Завещание осла» священник, обвиненный в том, что похоронил своего любимого осла на освященной земле, избегает наказания, вручив епископу двадцать ливров, якобы завещанных тому ослом. Драма. К жанрам городской литературы относятся и драматургические жанры возродившегося в церкви, а затем вышедшего из ее пределов и перекочевавшего на торговые городские площади средневекового театра.

Литургическая драма игралась в церкви, актуализируя отдельные библейские сцены по ходу исполнения литургии — церковного песнопения. Полулитургическая драма, или драма на паперти исполнялась за пределами церкви, на церковном крыльце, инсценируя различные эпизоды из Библии.

Миракль — пьеса о чудесах, например, «Чудо о Теофиле» французского горожанина Рютбефа о спасении Богородицей Теофиля, продавшего за власть душу дьяволу). Мистерия — инсценирующая библейскую историю грандиозная пьеса, представление которой длилось несколько дней Среди самых ранних мистерий — написанная в XII веке мистерия «Воскресение Спасителя» , текст целиком на старофранцузском языке, фигурируют слова «вассалы», «рыцари», «сержанты», что является очевидным анахронизмом. Моралите — пьеса религиозно-дидактического характера, в которой персонажами выступали аллегорические фигуры Вера, Надежда, Любовь и т. д. Пример моралите — «Нынешние братья» , где среди персонажей — Братская Любовь, Зависть, Угрызение Совести.

Из комических вставок в мистерии возникли фарсы. Примером жанра могут служить фарс «Господин Пьер Пателен» о ловком адвокате Пателене, который сам становится жертвой Пастуха, еще большего пройдохи. Пателен становится популярным персонажем французских фарсов. На фарс похож и жанр соти, только в нем, как и в моралите, действуют аллегорические фигуры.

Светская драматургия, помимо фарса, представлена также жанром игры.

Яркий пример — пьеса французского горожанина Адама де ла Аля «Игра о Робене и Марион» , предполагавшая музыкальное исполнение и напоминавшая инсценировку пасторали. С возникновением драматургических жанров вся система жанров средневековой литературы обрела свою полноту и завершенность.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946. Т.1; Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: происхождение и становление. М., 1989; Litterature francaise: en 2 v. /Sous la dir. de J. Bedier, P. Hasard. P., 1955.

V. 1. Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Средние века: Позднее Средневековье. — Теория истории литературы: Жанры. — Историко-культурный контекст: Культура.




Средневековая городская литература